Самолет-носитель лазерного авиационного комплекса 

А-60 / 1ЛК222 создан ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей"). Главный конструктор экспериментального лазерного авиационного комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов. По состоянию на 2003 год главным конструктором нового комплекса "Сокол-Эшелон" является Владимир Карачунский (НПО "Алмаз").

В конце 1960-х годов было рассмотрено создание лазерных систем в интересах противовоздушной и противоракетной обороны. В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем. В середине 1972 г. возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе - так начались работы по комплексу воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" (разработка начата в 1975 г.). Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика". 

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. Наконец, 27 апреля 1984 г. впервые с использованием самолета-лаборатории была поражена воздушная мишень. 

В 2003 г. начаты работы по созданию авиационного лазерного комплекса нового поколения 1ЛК222 "Сокол-Эшелон" - поставлена задача создания лазерного авиационного комплекса с возможностью "ослепления" космических средств разведки. 4 октября 2016 г. в СМИ прошло сообщение о начале летных испытаний преемника А-60. Как следует из слов заместителя министра обороны Российской Федерации Юрия Борисова, «продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений».

Самолет А-60 / 1А2 (http://beriev.com)

Самолет А-60 / 1А2 (http://beriev.com)

 

 

А-60 в ВВС России

Экспериментальные самолеты-лаборатории А-60 проходили испытания на базах ВВС СССР и России. В случае успешных экспериментов с применением лазерного комплекса против авиационных и космических целей возможно создание боевого авиационного лазерного комплекса, который в перспективе может быть принят на вооружение Российской Армии. 

Конструкция самолета

Самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка находится в фюзеляже и работает по целям в верхней полусфере. "Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство. 

Двигательная установка

4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг

На самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета А-60

Экипаж - 4 чел летного состава + 10 операторов лазерного комплекса

Длина - 46,86 м  
Размах крыла - 50,5 м
Высота - 14,76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179 000 кг
Дальность полета - 8200 км
Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Потолок практический - 13800 м
Потолок эшелона испытаний - 10000 м
Эскизный проект ОКР авиационного комплекса "Дрейф" на базе самолета-лаборатории Ил-76 (ЦКБ "Алмаз")

Эскизный проект ОКР авиационного комплекса "Дрейф" на базе самолета-лаборатории Ил-76 (ЦКБ "Алмаз")

 

 

Специальные системы и оборудование

Судя по открытой информации для применения на самолете А-60 / 1А2 в рамках программы "Сокол-Эшелон" в 2000-е годы КБ химической автоматики велись работы по созданию лазера для системы "ослепления" космических средств наблюдения. 
В рамках этой программы велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). 
По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. 
А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 2010 г. (http://russianplanes.net)

А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 2010 г. (http://russianplanes.net)

 

Модификации:

А-60 / 1А - первый экземпляр самолета-лаборатории. В 1989 г. самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС.

А-60 / 1А2 - второй экземпляр лазерной воздушной лаборатории. Изменен состав оборудования и конфигурация корпуса.

А-60СЭ - новый самолет-лаборатория на базе Ил-76МД-90А. Первый полет самолет-лаборатория совершил 04.10.2016 г. 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры