Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Самолет-носитель лазерного авиационного комплекса 

А-60 / 1ЛК222 создан ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей"). Главный конструктор экспериментального лазерного авиационного комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов. По состоянию на 2003 год главным конструктором нового комплекса "Сокол-Эшелон" является Владимир Карачунский (НПО "Алмаз").

В конце 1960-х годов было рассмотрено создание лазерных систем в интересах противовоздушной и противоракетной обороны. В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем. В середине 1972 г. возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе - так начались работы по комплексу воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" (разработка начата в 1975 г.). Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика".

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. Наконец, 27 апреля 1984 г. впервые с использованием самолета-лаборатории была поражена воздушная мишень.

В 2003 г. начаты работы по созданию авиационного лазерного комплекса нового поколения 1ЛК222 "Сокол-Эшелон" - поставлена задача создания лазерного авиационного комплекса с возможностью "ослепления" космических средств разведки. 4 октября 2016 г. в СМИ прошло сообщение о начале летных испытаний преемника А-60. Как следует из слов заместителя министра обороны Российской Федерации Юрия Борисова, «продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений».

Самолет А-60 / 1А2 (http://beriev.com)

Самолет А-60 / 1А2 (http://beriev.com)

 

А-60 в ВВС России

Экспериментальные самолеты-лаборатории А-60 проходили испытания на базах ВВС СССР и России. В случае успешных экспериментов с применением лазерного комплекса против авиационных и космических целей возможно создание боевого авиационного лазерного комплекса, который в перспективе может быть принят на вооружение Российской Армии.

Конструкция самолета

Самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.