Морской патрульный и противолодочный самолет
Ил-38 создан под руководством генерального конструктора С.В. Ильюшина в ОКБ-240 ГКАТ СССР. В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том же 1957 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке такого самолета на базе авиалайнера Ил-18 (Ил-18ПЛО) или транспортного самолета Ан-12. В итоге Постановлением СМ СССР 11 декабря 1959 г. №1335-594 ССКНИИ-131 Минрадиопрома СССР поручено создание бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения ПЛ "Беркут" для самолета ПЛО разработки ОКБ-240 (КБ Ильюшина).
Присоединитесь к телеграм-каналу «НОЗС» и читайте статьи «Каталога вооружений» без ограничений! Чтобы получить полный доступ ко всем закрытым статьям сайта DFNC.RU, оформите подписку. Ознакомиться с тарифами можно по ссылке.
Первый полет первого прототипа Ил-38 без противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 г. (летчик - В.К. Коккинаки, второй пилот - Э.И. Кузнецов, штурман - В.Ф. Воскресенский, радист - И.С. Силиманов).
Государственные совместные испытания Ил-38 с системой "Беркут" проводились по приказам главкома ВВС СССР с 6 июня по 15 декабря 1965 г. Выполнено 87 полетов с налетом 287 часов, в том числе на доводку "Беркута" и магнитометра - 10 полетов с налетом 38 ч 15 мин. Испытания самолета производились на аэродроме Кировское около г. Феодосия (Крым). Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В. Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была выполнена полностью.
Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" был принят на вооружение авиации ВМФ СССР 17 января 1969 г. после доработки ППС "Беркут" и устранения выявленных в ходе испытаний недостатков. За долгие годы службы, как в СССР так и за рубежом, самолет зарекомендовал себя как простая в обслуживании и надежная машина.
Ил-38 в ВВС России
Самолеты Ил-38 состоят на вооружении авиации ВМФ России. По состоянию на 2016 г. по западным данным в ВМФ используются 46 самолетов Ил-38 и 8 самолетов Ил-38Н ("Новелла").
Конструкция самолета
Классический низкоплан с прямым крылом. Самолет создан на базе пассажирского Ил-18В - в фюзеляже сделано два обогреваемых отсека для размещения буев, бомб и торпед. В фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, управление самолетом и двигателями разнесено по бортам фюзеляжа, изменена конструкция многих самолетных систем.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.