Морской патрульный и противолодочный самолет 

Ил-38  создан под руководством генерального конструктора С.В. Ильюшина в ОКБ-240 ГКАТ СССР.  В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том же 1957 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке такого самолета на базе авиалайнера Ил-18 (Ил-18ПЛО) или транспортного самолета Ан-12. В итоге Постановлением СМ СССР 11 декабря 1959 г. №1335-594 ССКНИИ-131 Минрадиопрома СССР поручено создание бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения ПЛ "Беркут" для самолета ПЛО разработки ОКБ-240 (КБ Ильюшина).

Первый полет первого прототипа Ил-38 без противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 г. (летчик - В.К. Коккинаки, второй пилот - Э.И. Кузнецов, штурман - В.Ф. Воскресенский, радист - И.С. Силиманов).

Государственные совместные испытания Ил-38 с системой "Беркут" проводились по приказам главкома ВВС СССР с 6 июня по 15 декабря 1965 г. Выполнено 87 полетов с налетом 287 часов, в том числе на доводку "Беркута" и магнитометра - 10 полетов с налетом 38 ч 15 мин. Испытания самолета производились на аэродроме Кировское около г. Феодосия (Крым). Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В. Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была выполнена полностью.

Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" был принят на вооружение авиации ВМФ СССР 17 января 1969 г. после доработки ППС "Беркут" и устранения выявленных в ходе испытаний недостатков. За долгие годы службы, как в СССР так и за рубежом, самолет зарекомендовал себя как простая в обслуживании и надежная машина.

Ил-38 авиации Северного флота, Североморск, 22.04.2010 г. (http://russianplanes.net)

Ил-38 авиации Северного флота, Североморск, 22.04.2010 г. (http://russianplanes.net)

 

Ил-38 в ВВС России

Самолеты Ил-38 состоят на вооружении авиации ВМФ России. По состоянию на 2016 г. по западным данным в ВМФ используются 46 самолетов Ил-38 и 8 самолетов Ил-38Н ("Новелла").

Конструкция самолета

Классический низкоплан с прямым крылом. Самолет создан на базе пассажирского Ил-18В - в фюзеляже сделано два обогреваемых отсека для размещения буев, бомб и торпед. В фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, управление самолетом и двигателями разнесено по бортам фюзеляжа, изменена конструкция многих самолетных систем. 

Под носовой частью фюзеляжа размещен обтекатель антенны РЛС комплекса "Беркут". Экипаж размещен в герметичной кабине объемом 28 куб.м. Кабина размещена в носовой части фюзеляжа до 10-го шпангоута.

Двигательная установка

4 х турбовинтовых двигателя (ТВД) АИ-20М разработки и производства НПО "Прогресс" мощностью по 4250 л.с. Главный конструктор двигателей - А.Г.Ивченко. Самолет мог продолжать полет при двух работающих двигателях.

Начиная с 1965 г. на самолете устанавливается вспомогательная силовая установка ТГ-16 (за задним грузовым отсеком).

ТТХ самолета

Экипаж - 7 чел.
Длина - 39,6 м  
Размах крыла - 37,42 м
Высота - 10,16 м
Площадь крыла - 140 кв.м

Масса взлетная максимальная - 63 500 кг
Масса пустого - 33 700 кг
Масса топлива - 34 500 л
Масса полезной нагрузки - 5 370 кг (норма), 8 000 кг (перегруз)

Дальность перегоночная - 9500 км
Дальность полета - 7100 км
Скорость максимальная - 650 км/ч
Скорость крейсерская - 456 км/ч
Потолок практический - 10000 м
Ил-38СД, Жуковский, 17.08.2009 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net)

Ил-38СД, Жуковский, 17.08.2009 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net)

 


Специальные системы и оборудование

Ил-38 - поисково-прицельная противолодочная система "Беркут". Обнаружение ПЛ осуществляется с помощью буев РГБ-1 с точностью до 3.4 градусов по азимуту и на дальности до 60 км. Уточнение положения и параметров движения лодки-цели осуществлялось РГБ-3. Информация с РГБ обрабатывалась БЦВМ и высвечивалась на экране оператора.

Ил-38СД / Il-38SD (Sea Dragon / "Морской дракон") - самолет оснащен новым радиолокационным комплексом "Морской дракон" разработки и производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). В состав оборудования самолета входят РЛС "Морской дракон" с цифровой обработкой результатов, электронно-оптическая (ИК + лазер) система наблюдения ГОЕС-324, новая система РЭП, система навигации GPS / ГЛОНАСС и детектор магнитных аномалий.

Ил-38Н (комплекс "Новелла-П-38") - самолет для авиации ВМФ России, оснащен новым радиолокационным комплексом "Новелла-П-38" разработки и производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). Комплекс включает в свой состав БЦВМ, два поста операторов, ТВ-систему высокого разрешения, магнитометр, оптические датчики разных типов и т.п.

Ил-38 борт 06 красный, август 1986 г. (фото - US NAVY)

 

Модификации:

Ил-18ПЛО - проект противолодочного самолета с крылатыми противолодочными ракетами К-18. Создание самолета предложено Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым в августе 1957 г.

Ил-38 
- базовый патрульный и противолодочный самолет.

Ил-38СД / Il-38SD - модернизированный патрульный и противолодочный самолет; оснащен новым прицельно-навигационным комплексом производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). 

Ил-38Н - вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России, комплекс "Новелла". Первый самолет Ил-38Н поступил в авиационную часть Северного флота ВМФ России 05 марта 2012 г. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры