Самолет-воздушный командный пункт 

Ил-82 / Ил-76СК создан ОАО им.С.В. Ильюшина в качестве летающего пункта управления Генерального штаба вооруженных сил страны на случай конфликта с угрозой применения ядерного оружия.  Ближайшие аналоги по назначению - американский Boeing E-4B и отечественный Ил-86ВКП

Самолет разработан в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как и их прототипы Ил-76МД, имели регистрационные №№ СССР-76450 и СССР-76451.

Первый полет самолет СССР-76450 совершил 27 апреля 1987 г. С 1993 г. регистрационные номера RA с теми же цифрами. Входят в штатный состав 3-й Авиационной эскадрильи 8-й Авиационной дивизии особого назначения в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). Ил-76ВКП - обозначение самолета в КБ до принятия на вооружение. Ил-76СК - специальный командный.

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351)

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351)

 

Ил-82 в ВВС России

Все самолеты Ил-82 находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года самолеты были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В 2008 г. планировалось начать работы по модернизации бортов самолетов-командных пунктов. 

Конструкция самолета

Самолет отличается от военно-транспортного прототипа специфическим накладным отсеком ("горбом") в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На фюзеляже и крыльях самолета установлено несколько антенн различных комплексов связи. 

Двигательная установка

4 х ТРДД Д-30КП тягой по 12000 кг разработки КБ Кузнецова

ТТХ самолета Ил-82

Экипаж - 5 чел летного состава + операторы командного пункта

Длина - 46,59 м  
Размах крыла - 50,50 м
Высота - 14,76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная нормальная - 190 000 кг
Дальность полета - 6800 км
Скорость крейсерская - 780 км/ч
Потолок практический - 12000 м


Оба экземпляра Ил-82 / Ил-76СК (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru)

Оба экземпляра Ил-82 / Ил-76СК (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru)

 

Специальные системы и оборудование

Точной информации о комплексе оборудования самолета-командного пункта Ил-82 в открытых источниках нет, но оборудование частично унифицировано с оборудованием самолета-командного пункта Ил-86ВКП.
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Раменское, 12.08.2012 г. (фото - pfc_joker, http://pfc-joker.livejournal.com/)

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Раменское, 12.08.2012 г. (фото - pfc_joker, http://pfc-joker.livejournal.com/)

Модификации:

Ил-80 / Ил-76СК - специальный командный, основная и единственная модификация самолета-командного пункта на базе транспортного Ил-76. Выпущено 2 машины.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры