Самолет-воздушный командный пункт
Ил-82 / Ил-76СК создан ОАО им. С. В. Ильюшина в качестве летающего пункта управления Генерального штаба вооруженных сил страны на случай конфликта с угрозой применения ядерного оружия. Ближайшие аналоги по назначению — американский Boeing E-4B и отечественный Ил-86ВКП.
Самолет разработан в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как и их прототипы Ил-76МД, имели регистрационные №№ СССР-76450 и СССР-76451.
Первый полет самолет СССР-76450 совершил 27 апреля 1987 г. С 1993 г. регистрационные номера RA с теми же цифрами. Входят в штатный состав 3-й Авиационной эскадрильи 8-й Авиационной дивизии особого назначения в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). Ил-76ВКП — обозначение самолета в КБ до принятия на вооружение. Ил-76СК — специальный командный.

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный № RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото - Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351)
Ил-82 в ВВС России
Все самолеты Ил-82 находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года самолеты были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В 2008 г. планировалось начать работы по модернизации бортов самолетов-командных пунктов.
Конструкция самолета
Самолет отличается от военно-транспортного прототипа специфическим накладным отсеком («горбом») в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На фюзеляже и крыльях самолета установлено несколько антенн различных комплексов связи.
Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.