Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления 

Як-44Э  создавался ОКБ А.С.Яковлева. Разработка начата в 1979 г. Руководили созданием самолета в разные годы А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков, а с января 1991 г. и до закрытия проекта главный конструктор темы Як-44 - В.А.Митькин. К ноябрю 1979 г. ОКБ подготовило техническое предложение на проектирования самолета с базированием на сухопутных аэродромах или на палубе авианосца. Рассматривалось два варианта радиотехнического комплекса - "Факел", с размещением РЛС внутри фюзеляжа (в носу и в корме) и Э-700 с антенной кругового обзора на пилоне над фюзеляжем. В марте 1980 г. на совещании у Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова принято решение о создании варианта с РТК "Факел". Для дальнейшего проектирования выбран второй вариант.

В октябре 1984 г. продолжены работы над Як-44Э с турбовинтовентиляторными двигателями и с антенной РЛС Э-700 на пилоне над фюзеляжем самолета. Аванпроект нового варианта Як-44Э подготовлен в сентябре 1988 г. В январе 1989 г. принято Постановление Совмина СССР о создании многоцелевого самолета радиолокационного  дозора Як-44Э с РТК Э-700. Рабочее проектирование начато в июне 1989 г. Изготовлен полноразмерный конструктивно-технологический макет самолета и его модель в масштабе 1:5 для радиотехнических исследований. 

ЛИИ ВВС успешно провел на наземном испытательном комплексе в г. Саки в Крыму уникальный эксперимент по управлению предпосадочным маневрированием и посадкой группы из трех самолетов - двух МиГ-29 и одного Ан-24-имитатора Як-44Э - осуществляющих заход на посадку с заданным темпом.

В январе 1990 г. состоялась защита эскизно-технического проекта и макета самолета Як-44Э. По основным ТТХ самолет существенно превосходил последние модификации единственного в мире корабельного самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» с катапультным взлетом. Доработка макета завершена ОКБ им.А.С.Яковлева в августе 1990 г. Макет был разобран и перевезен в Севастополь, где снова был собран на борту ТАКР "Тбилиси". В 1992 г. после развала СССР финансирование работ по Як-44Э прекращено на этапе постройки опытных самолетов для проведения испытаний.

Макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э

Макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э

 

Як-44Э  в ВС России

Самолет дальнего радиолокационного дозора и управления Як-44Э создавался в первую очередь для включения их в авиакрылья тяжелых авианесущих крейсеров проектов 11435 и более поздних. С использованием опыта разработки Як-44Э возможно создание аналогичного по возможностям самолета в перспективе - с учетом современных материалов и технологий его возможности и эксплуатационные качества должны быть несколько выше.

 

Конструкция самолета

Самолет нормальной аэродинамической схемы, в палубном варианте - складные консоли крыльев и складывающийся пилон антенны РЛС. Хвостовое оперение двойное. В фюзеляже самолета оборудована рабочая кабина операторов, кондиционируемый отсек с оборудованием, отсек для отдыха на одного человека, санузел и буфет.

 

Двигательная установка

2 х ТВВД Д-27 (турбовинтовентиляторные двигатели) разработки Запорожского машиностроительного КБ "Прогресс" (Украина). Использование ТВВД с повышенной тягой на взлетном режиме, а так же с учетом обдува крыла, позволило обеспечить трамплинный безкатапультный старт самолета с авианесущих кораблей.
Мощность:
- взлетная - по 13880 / 14000 л.с.
- крейсерская - по 6750 л.с.

Наземные испытания ТВВД Д-27 были проведены в 1988 г., а в 1990 г. он прошел комплекс исследований на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ ВВС в Раменском. Испытания двигателя Д-27 с винтовентилятором в т.ч. для Як-44Э проводились на самолете-летающей лаборатории Як-42Э-ЛЛ борт №525 с одним двигателем Д-236 (Д-27 с уменьшенной размерностью). Первый полет Як-42Э-ЛЛ состоялся 15 марта 1991 г.

ТТХ самолета

Экипаж - 6 чел (финальный вариант проекта, 2 летчика, 4 оператора РЛС)
Длина - 20,5 м  
Размах крыла - 25,7 м
Высота - 5,8 м
Площадь крыла - 88 кв.м

Масса взлетная максимальная - 40 000 кг

Дальность перегоночная - не менее 4 000 км
Продолжительность полета - 3,5 - 6,5 часов
Скорость максимальная - 740 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Скорость патрулирования - 500-650 км/ч
Потолок практический - 13 000 м
Проекции Як-44Э (http://alternathistory.org.ua)

Проекции Як-44Э (http://alternathistory.org.ua)

 


Специальные системы и оборудование

Комплекс оборудования включает в себя информационные и информационно-управляющие системы, цифровые вычислительные средства, системы управления и индикации, связанные между собой мультиплексными каналами информационного обмена.
Радиотехнический комплекс с РЛС кругового обзора Э-700
- Дальность обнаружения воздушных целей - 150-200 км
- Дальность обнаружения надводных целей - более 300 км
Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает непрерывное автоматическое определение текущих координат по данным инерциальных систем с коррекцией по данным радиотехнических систем ближней, дальней и спутниковой навигации. 
ПНК обеспечивает формирование и отображение пилотажно-навигационной информации о состоянии самолетных систем и параметрах силовой установки на ЭЛТ-индикаторах.
Комплексная система управления самолетом обеспечивает автоматическое самолетовождение в горизонтальной и вертикальной плоскостях по запрограммированному маршруту, автоматический заход на посадку по сигналам наземных (палубных) радиотехнических средств посадки, стабилизация заданных значений высоты, скорости, курса, крена, тангажа.
Метеонавигационная РЛС обеспечивает индикацию информации о грозовых метеообразованиях и выдачу рекомендаций по оптимальному их облету.
Макет Як-44Э на летной палубе ТАКР "Тбилиси" пр.11435, сентябрь 1990 г. (http://forums.airbase.ru)

Макет Як-44Э на летной палубе ТАКР "Тбилиси" пр.11435, сентябрь 1990 г. (http://forums.airbase.ru)

 

Модификации:

Як-44Э / Як-44РЛД - палубный самолет ДРЛОиУ, построен макет.

Як-44ПЛО - противолодочный самолет. Аванпроект самолета был создан не позже 1990 г. Техническое проектирование не велось. Предполагалось создание и корабельного и базового вариантов самолета.

Як-44Э наземный - вариант самолета ДРЛОиУ для аэродромного базирования планировалось поставлять в ВВС СССР. Проект самолета успешно защищен осенью 1991 г. У самолета значительно увеличено время патрулирования, улучшены ТТХ радиотехнического комплекса.

Як-44 пограничный / патрульный - модификация для контроля границы. Проектирование самолета числилось в плане работ ОКБ до 1994 г.

Як-44 транспортный - предполагалось создание модификации.

Як-44 спасательный - предполагалось создание модификации.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры