Противокорабельная дальноходная торпеда
65-76А с перекисным тепловым турбинным двигателем калибра 650 мм разработана ЦНИИ «Гидроприбор» в ходе работ по модернизации торпеды Т-65 для установки системы самонаведения, которые выполнялись на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969. Главные конструкторы — В. А. Келейников и Л. С. Тарасов. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение атомных подводных лодок проекта 671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса — торпеда 65-76 (обозначение НАТО — Type 65). В то же время были начаты работы по созданию усовершенствованного варианта торпеды для вооружения подводных лодок нового поколения проекта 945 и 949.
Доработка торпеды для применения с подводных лодок третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ «Гидроприбор», главный конструктор Б. И. Лаврищев. Главный конструктор системы самонаведения торпеды Е. Б. Парфенов, неконтактного взрывателя — В. П. Шляхтенко, приборов управления —В. С. Л ужин. Увеличен срок хранения торпеды на носителе.
Новый вариант торпеды - 65-76А был создан в 1983-1986 гг. и к 1990 г. были завершены её испытания. Торпеда принята на вооружение ВМФ в 1991 г.
Носители торпед 65-76А в ВМФ России
С 1990 г. носителями 650-мм дальноходных торпед типа 65-76А в ВМФ СССР и России являются атомные подводные лодки проектов 945 и 949А.
По официальной версии 12 августа 2000 г. именно взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели подводной лодки «Курск» проекта 949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате № 4.
Конструкция торпеды
На торпеде установлен тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ разработки НИИ «Мортеплотехника».
Мощность двигателя — 1070 кВт
Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.