Противокорабельная дальноходная торпеда 

65-76А с перекисным тепловым турбинным двигателем калибра 650 мм  разработана ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по модернизации торпеды Т-65 для установки системы самонаведения, которые выполнялись на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969 г. Главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение атомных подводных лодок проекта 671РТМ принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65). В то же время были начаты работы по созданию усовершенствованного варианта торпеды для вооружения подводных лодок нового поколения проекта 945 и 949. 

Доработка торпеды для применения с подводных лодок третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Б.И.Лаврищев. Главный конструктор системы самонаведения торпеды Е.Б.Парфенов, неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, приборов управления - В.С.Лужин. Увеличен срок хранения торпеды на носителе. 

Новый вариант торпеды - 65-76А был создан в 1983-1986 г.г. и к 1990 г. были завершены её испытания. Торпеда принята на вооружение ВМФ в 1991 г.

Разрезной макет торпеды 65-76А, музей г.Мурманск, май 2010 г.

Разрезной макет торпеды 65-76А, музей г.Мурманск, май 2010 г.

 

Носители торпед 65-76А в ВМФ России

С 1990 г. носителями 650-мм дальноходных торпед типа 65-76А в ВМФ СССР и России являются атомные подводные лодки проектов 945 и 949А.

По официальной версии 12 августа 2000 г. именно взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели подводной лодки "Курск" проекта 949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате №4.

Конструкция торпеды

На торпеде установлен тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ разработки НИИ "Мортеплотехника".
Мощность двигателя - 1070 кВт

ТТХ торпеды 53-65К

Калибр - 650 мм
Длина - 11.3 м

Масса стартовая - 4750 кг
Масса боевого зарядного отделения - 557 кг (по западным данным)

Дальность хода: 
- 50 км (при скорости 50 уз)
- 100 км (при скорости 30-35 уз)
Скорость хода - 50 узлов
Глубина хода - 14 м
Глубина пуска - до 480 м
Схема торпеды ТТ-5 близкой по компоновке к торпеде 65-76А (http://www.kommersant.ru)

Схема торпеды ТТ-5 близкой по компоновке к торпеде 65-76А (http://www.kommersant.ru)

 


Боевое оснащение

Боевое отделение с обычной боевой частью мощностью в тротиловом эквиваленте - 765 кг.
По западным данным торпеда может оснащаться ядерной боевой частью. 
Фрагменты торпеды 65-76А с борта ПЛАРК "Курск". Хвостовая часть и двигатель. Музей г.Мурманск, май 2010 г.

Фрагменты торпеды 65-76А с борта ПЛАРК "Курск". Хвостовая часть и двигатель. Музей г.Мурманск, май 2010 г.

 

Система управления и наведение

Торпеда оснащена активной система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели разработки ЦНИИ "Гидроприбор". 
Неконтактный электромагнитный  взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко.
Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76А электрический.

 

Модификации:

65-73 (1973 г.) -  первый вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной боевой частью.

65-76 (1976 г.) - вариант торпеды с системой самонаведения по кильватерному следу и обычной боевой частью. 

65-76А (1991 г.) - модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с подводных лодок третьего поколения. 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры