Противокорабельная самонаводящаяся электрическая торпеда 

САЭТ-60 разработана СКБ завода "Двигатель" совместно с НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - П.В.Матвеев. Разработка торпеды велась в конца 1950-х годов по программе создания ДЭСТ - дальноходной электрической самонаводящейся торпеды для вооружения перспективных атомных ударных подводных лодок проектов 671 и 705. 

Торпеда принята на вооружение ВМФ СССР в феврале 1960 г. Модификация САЭТ-60М принята на вооружение в 1969 г. Серийное производство велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).

Торпеда САЭТ-60 (http://nvs.rpf.ru)

Торпеда САЭТ-60 (http://nvs.rpf.ru)

 

Носители торпед в ВМФ России

Торпеды типа САЭТ-60А в том числе с ядерными боевыми частями применялись в составе вооружений подводных лодок проектов 705 (выведены из состава Флота в 1990-е годы) и подводных лодок проекта 671РТМ (есть на вооружении по состоянию на 2019 г.).

Конструкция торпеды

В конструкции торпеды применены титан и сплав АМГ-6.

На торпеде установлен электродвигатель ДП-2М. Источник энергии - впервые применены одноразовые серебрянно-цинковые батареи ЗЭТ-1 ("заливающаяся электрическая торпедная") в возимым электролитом разработки ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле сразу во все аккумуляторы из единой емкости ампульного типа. На САЭТ-60М использовалась батарея ЗЭТ-1М с губчатым цинком.
Срок хранения батарей - 8 лет

ТТХ торпеды САЭТ-60

Калибр - 533,4 мм
Длина - 7,8 м

Масса стартовая - 2000 кг
Масса боевого зарядного отделения - 550 кг
Масса взрывчатого вещества - 300 кг

Дальность хода: 
- 13 км (при скорости 42 уз)
- 15 км (при скорости 35 уз)
Скорость хода - 42 узла
Глубина хода - 14 м
Срок хранения на подводной лодке-носителе - 12 мес.
Торпеда САЭТ-60А. Музей ЦНИИ "Гидроприбор" (фото Е.Ерохина, http://www.missiles.ru)

Торпеда САЭТ-60А. Музей ЦНИИ "Гидроприбор" (фото Е.Ерохина, http://www.missiles.ru)

 


Боевое оснащение

Стандартное неядерное боевое отделение оснащалось фугасной боевой частью.

Для торпед САЭТ-60 было разработано ядерное боевое отделение с ядерной боевой частью разработана ВНИИ автоматики имени Н.Л.Духова (Москва), главный конструктор А.А.Бриш.
Серийное производство ядерного боевого отделения велось Приборостроительным заводом в г. Трёхгорный. Боевая часть принята на вооружение в 1967 г. и снята с вооружения в 1980 г. 
Применялась в составе парогазовых торпед, самонаводящихся акустических электрических торпед (САЭТ-60), дальноходных электрических самонаводящихся торпед (ДЭСТ-2) с подводных лодок проекта 671РТМ "Щука".
Ядерное боевое отделение торпеды САЭТ-60А в Челябинском краеведческом музее (http://rocket-history.livejournal.com)

Ядерное боевое отделение торпеды САЭТ-60А в Челябинском краеведческом музее (http://rocket-history.livejournal.com)

 

Система управления и наведение

Торпеда САЭТ-60 оснащалась пассивной акустической системой самонаведения (ССН) разработки А.А.Апрелкова, Б.Н.Старовойтова и Г.М.Сорока. 
Радиус реагирования ССН по кораблю-цели со скоростью 16-24 уз - 600-800 м

Торпеда САЭТ-60М оснащена пассивной акустической ССН созданной на базе и по подобию ССН типа Zaunkonig германской торпеды G7EC (1943 г.). Главный конструктор - Б.Н.Старовойтов. ССН не обеспечивала применение на большие дальности. 

Торпеда САЭТ-60А после запуска торпед в серию и принятия на вооружение предположительно была оснащена ССН "Сапфир".

 

Модификации:

САЭТ-60 (1960 г.) - базовая модель самонаводящейся торпеды.

САЭТ-60М (1967 г.) - модернизированный вариант торпеды, повышена надежность агрегатов, установлены новые аккумуляторные батареи, пневмоконтактор заменен электромагнитным. Разработка велась СКБ завода "Двигатель", главный конструктор - П.В.Матвеев.

САЭТ-60А / ДЭСТ-2 / изделие 228 (1971 г.) - модернизация ОКБ завода "Дагдизель". Модификация торпеды САЭТ-60М с электрическим вводом стрельбовых данных (ЭКВД) для ПЛА пр.705.

САЭТ-60МЭ / изделие 228 (1975 г.) - экспортный вариант САЭТ-60М разработки ОКБ завода "Дагдизель".

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры