Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда

"Физик" разработана НИИ "Мортеплохетники" корпорации "Тактическое ракетное вооружение" по одноименной программе ОКР, которая была начата в 1986 г. Торпеда является универсальной самонаводящейся торпедой, которая предназначена для поражения как надводных кораблей так и подводных лодок . Новый тип двигателя для торпеды разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г.

В 2002 году торпеда УГСТ принята на вооружение ВМФ России и с 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда показана в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. Серийное производство торпед УГСТ ведется заводом "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).

Торпеда УГСТ на одной из выставок военной техники в Санкт-Петербурге (http://www.oborona.ru)

Торпеда УГСТ на одной из выставок военной техники в Санкт-Петербурге (http://www.oborona.ru)

Носители торпед в ВМФ России

Торпеды типа УГСТ "Физик" в ВМФ России применяются на всех типах кораблей и подводных лодок, оснащенных торпедными аппаратами калибра 533 мм. В частности, торпеды входят в состав вооружения, например, неатомных подводных лодок проекта 06363 и атомных ударных лодок проекта 885 "Ясень".

 

Конструкция торпеды

Конструкция торпеды имеет следующую компоновку: ГО - головной отсек, БЗО - боевое зарядное отделение, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - буксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных перед пуском торпеды.

Органы управления курсом и глубиной - гидродинамические рули двухплоскостные рули оригинальной конструкции. Выдвигаются за калибр ракеты после выхода из торпедного аппарата.

Торпеда оснащена тепловым аксиально-поршневым парогазовым двигателем АПД на унитарном (однокомпонентном) топливе. Мощность двигателя  - 350 кВт. Двигатель разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Особенность двигателя - вращающаяся камера сгорания с подачей топлива высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа.

Для торпеды УГСТ-М разработан тепловой турбинный двигатель 19ДТ.

 

ТТХ торпеды УГСТ "Физик"

Калибр - 533 мм
Длина - 7200 мм

Масса торпеды - 2200 кг
Масса взрывчатого вещества боевой части - 300 кг

Дальность хода:
- 40 км (скорость 50 уз)
- 50 км (скорость 30 уз)
- 60 км (с ТПС-53)
Скорость хода максимальная:
- 50 уз (1-й режим)
- 40 уз (2-й режим, 30 уз по данным 2000 г.)
- 65 уз (с ТПС-53)
Глубина хода - до 500 м
Глубина стрельбы с ПЛ - до 400 м

 

Компоновочная схема торпеды УГСТ. Обозначения: ГО - головной отсек, БЗО и ПЗО - боевое и практическое зарядные отделения, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - буксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных (http://www.gidropribor.ru)

Компоновочная схема торпеды УГСТ. Обозначения: ГО - головной отсек, БЗО и ПЗО - боевое и практическое зарядные отделения, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - буксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных (http://www.gidropribor.ru)


Боевое оснащение

Для торпеды разработано несколько вариантов боевых зарядовых отделений с массой взрывчатого вещества до 300 кг.

 

Торпеды УГСТ "Физик" на пирсе в Севастополе перед погрузкой на подводную лодку проекта 06363 (https://sdelanounas.ru)

Торпеды УГСТ "Физик" на пирсе в Севастополе перед погрузкой на подводную лодку проекта 06363 (https://sdelanounas.ru)

Система управления и наведение

При применении торпед с подводной лодки торпеда идет под телеуправлением до захвата цели системой самонаведения (ССН). Телеуправление осуществляется по проводам, разматываемым с двух катушек - на торпеде и на ПЛ. Комплекс управления использует буксируемую лодочную катушку телеуправления. Длина провода системы телеуправления - 25 км (торпедная катушка), 5 км (буксируемая катушка). 

Торпеда имеет режим телеуправления, режим самостоятельного поиска по кильватерноу следу, режим следования курсу с заданным количеством маневров по обстановке.

Для торпед УГСТ разработаны системы самонаведения (ССН) двух типов:
1. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ГНПП "Регион" с плоской приемо-излучающей антенной решеткой с регулируемым сектором обзора. Так же в ССН задействованы многоканальные активные гидролокаторы.

2. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ЦНИИ "Гидроприбор". Считается, что ССН торпеды обладает некоторыми недостатками.

Радиус реагирования ССН:
- 1200 м (по надводным корабалям)
- 2500 м (по подводным лодкам)

 

Модификации:

УГСТ - базовая модель, длина 7200 мм для применения из торпедных аппаратов российского стандарта;

УГСТ НАТО (наименование условное) - модификация торпеды длиной 6050 мм для применения из торпедных аппаратов стандарта НАТО.

УГСТ-М - модификация торпеды с турбинным двигателем 19ДТ, принята на вооружение в 2004 г.

 

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры