Проект тяжелого стратегического бомбардировщика
М-60Б разрабатывался в рамках концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева начиная с 1979 г. Главный конструктор - М.А. Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР). 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60"). В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60".
В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрила представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60.
В ноябре 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации (будущий ПАК ДА). Ожидалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были лишь уточнены и сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого. Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г.

Модель самолета М-60Б в музее ЛИИ им.Громова, февраль 2012 г. (фото - Евгений Ерохин, http://missiles2go.ru/)
М-60Б в ВВС России
В случае создания и принятия на вооружение тяжелого бомбардировщика М-60Б он вошел бы в состав Дальней Авиации в качестве самолета-платформы для применения крылатых ракет большой дальности. Предположительно самолет мог бы не нести не менее двух катапультных установок с ракетами.
Конструкция самолета
Самолет представляет из себя свободнонесущий моноплан обычной схемы с крылом большого удлинения и несущим широким фюзеляжем. Вертикальное оперение двойное, двигатели расположены между килями над фюзеляжем.
Двигательная установка
На этапе научно-исследовательской работы (1986 г.) планировалась установка 2-3 (в зависимости от вариантов) ТРДД НК-102 (вариант двигателей НК-32). В дальнейшем рассматривался вариант оснащения самолета 2-3 двигателями ВГТД-60 (модификация НК-102).
В финальном проекте тяжелого бомбардировщика предполагалось применение 4 х ТРДД класса НК-32 / НК-102.
ТТХ самолета
Экипаж - предположительно 4 чел.(два пилота,штурман и оператор систем вооружения) Масса полезной нагрузки - не менее 30 000 кг Скорость максимальная - 830 км/ч Скорость крейсерская - 750 км/ч Дальность полета (без дозаправки) - 10000-12000 км Боевой радиус системы вооружения без дозаправки - не менее 9000 км (с учетом дальности крылатых ракет)

Демонстрационная модель самолета-разведчика М-60 (Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им.В.М.Мясищева)
Вооружение
Размещается во внутрифюзеляжных бомбоотсеках с револьверными катапультными пусковыми установками Варианты: ◊ 12 и более крылатых ракет типа Х-55 или Х-101 ◊ тактическое вооружение - бомбы и управляемые бомбы
Оборудование
◊ Бортовой комплекс оборудования с боевой информационно-управляющей системой ◊ Прицельно-навигационный комплекс включает в себя РЛС бомбометания и навигации, систему спутниковой навигации, а так же систему управления ракетным оружием. ◊ Бортовой радиотехнический комплекс включает в себя несколько радиостанций ◊ Комплекс обороны обнаруживает и классифицирует РЛС противника, тепловые цели и обеспечивает применение ловушек и помех ◊ Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки. Катапультные кресла режима "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота).
Модификации:
М-60 - проект грузопассажирского многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) - базовая модель, которая находилась в разработке с 1979 г. Согласно техническому предложению 1986 г. пассажировместимость самолета - 160 чел.
60ГП / ГП-60 - гражданский вариант М-60 - в разработке начиная с 1986 г. ("Гражданское Применение"). На НТС МГА СССР 24 апреля 1989 г. предложено два варианта самолета - 60ГП-д (дальний) с тремя ТРДД и 60ГП-с с двумя ТРДД (для средних авиалиний).
М-60 "Перун" - пассажирский самолет.
М-60 "Пересвет" - дальний пассажирский самолет.
М-60 "Светозар" - пассажирский самолет местных авиалиний.
М-60 "Катунь" - транспортный гражданский самолет.
М-60 "Коловрат" - транспортный самолет с коммерческой нагрузкой 30 т.
М-60РС - региональный самолет на 50-90 пассажиров.
М-60-20 - облегченный грузо-пассажирский вариант самолета.
М-60Л - легкий многоцелевой вариант самолета - компоновка сохранена, но размеры уменьшены.
М-60-12 - административный самолет - модификация М-60Л.
М-60ТВТС - тактический военно-транспортный самолет.
М-60 БПЛА - беспилотный вариант самолета М-60
М-60-36 - высотный самолет-разведчик.
М-60Б - проект стратегического бомбардировщика.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"