Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Фронтовой бомбардировщик 

Су-24М  разработан ОКБ П.О.Сухого в качестве варианта модернизации фронтового бомбардировщика Су-24. На самолет установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М. Нос самолета удлинен на 750 мм под новую РЛС. На гаргроте установлен всеракурсный  инфракрасный пеленгатор  (ранее стоял тепловой пеленгатор ТП-23 перед кабиной экипажа).

Разработка самолета Су-24М начата в 1975 г. Первый полет прототип  Т-6-8М совершил 29 июня 1977 г.  Еще до окончания испытаний самолета принято решение о запуске в серию.

Серийное производство Су-24М велось на заводах в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре с 1978 г. Официально на вооружение ВВС самолет принят в 1983 г. Производство самолета велось по 1993 г. В 1999 г. появился вариант модернизации самолета с обновленным оборудованием Су-24М2.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/)

Фронтовой бомбардировщик Су-24М (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/)

 

Фронтовой бомбардировщик Су-24М получил обозначение НАТО - Fencer-D.

 

Су-24М  в ВС России

В 1993 г. из ВВС СССР в состав авиации ВВС и ВМФ России перешло более 500 самолетов Су-24 всех модификаций. В 2010 г. в составе ВВС и ВМФ в разном состоянии находилось около 300 Су-24М. По состоянию на 2018 г. в составе ВВС России не менее 70 самолетов Су-24М / Су-24М2. 

 

Конструкция самолета

Конструкция самолета - высокоплан  с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений:
- 16° - на взлёте и при посадке;
- 36° - в крейсерском дозвуковом полёте;
- 45° - при боевом маневрировании;
- 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На самолёте используется трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное.

 

Двигательная установка

2 х ТРДФ АЛ-21Ф-3А / АЛ-21Ф-31 с тягой по 7800 кг, на форсаже - 11500 кг.

 

ТТХ самолета

Экипаж - 2 чел 
Длина - 24,59 м   Размах крыла - 10,37 - 17,64 м Высота - 6,19 м Площадь крыла - 51 - 55 кв.м
Колея шасси - 3,31 м
База шасси - 8,51 м Масса взлетная максимальная - 39 700 кг Масса посадочная - 25 500 кг (норма)
Масса пустого самолета - 22 300 кг Масса топлива - 9 850 кг
Масса полезной нагрузки - 8 100 кг Дальность перегоночная: - 2500 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ) - 4270 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой) Боевой радиус действия:
- 390 км (высота полета 200 м, с подвесным вооружением и без ПТБ)
- 560 км (высота полета 200 м, с нагрузкой 3000 кг и с 2 х 3000 л ПТБ) Скорость максимальная:
- 1325 км/ч (с ПТБ у земли)
- 1365 км/ч (без подвесок у земли)
- 2120 км/ч (без подвесок на высоте 13000 м) Потолок практический - 16 000 м


Проекции фронтового бомбардировщика Су-24М (http://aviadejavu.ru/)

Проекции фронтового бомбардировщика Су-24М (http://aviadejavu.ru/)

 


Специальные системы и оборудование

- цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24М  "Тигр" с БЦВМ и инерциальной  системой МиС-П и автоматической системой управления САУ-6М1
- РЛС  переднего  обзора  ЛО-81
- совмещенная лазерно-телевизионная прицельно-целеуказательная система "Кайра-24"
- всеракурсный ИК-пеленгатор  БКО
- система управления  оружием СУО-1-6М
- система ближней навигации "Клистрон" (включает автоматический радиокомпас АРК-15М и ответчик СО-69)- радиолокационная станция бокового обзора "Штык"
- бортовой комплекс защиты от ПВО "Карпаты" включает  в себя станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-15С "Береза", ИК-датчик пусков ракет ЛО-82 "Мак" (БКО), станцию активных помех  СПС-161 и устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек АПП-50
- установлена убирающаяся в фюзеляж штанга дозаправки ФШП-5М
- под фюзеляжем может устанавливаться агрегат дозаправки УПАЗ-А (обеспечивает перекачку до 9000 кг топлива другому самолету)
- катапультные кресла К-36ДМ
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/)

Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/)

 

Модификации:

Су-24М (изделие 44) - основная модификация фронтового бомбардировщика. 

Су-24МП (изделие "46",  прототипы Т-6МП-25 и Т-6МП-35) - самолет постановщик помех. Разработка начата в  1976 г., первый полет прототипа - декабрь 1979 г., в серии с 1983 г. Замена Як-28ПП. Всего выпущено 10 самолетов.

Су-24МР(изделие "48") - тактический разведчик. Всего за все время выпущено 130 самолетов.

Су-24МК  -  экспортная "коммерческая" модификация Су-24М (первый полет - 1987 г.,  в серии с 1988 г.), установлено упрощенное оборудование, другая РЛС.

- Су-24М2 - модернизированный бомбардировщик Су-24М. разработан в 1999 г. Первый полет совершил в 2001 г.  Установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полёт на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м. По состоянию на 2011 г. в ВВС около 200 Су-24М планируется модернизировать по стандарту Су-24М2.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Партнеры