В конце прошлого века фантасты размышляли о мире будущего, в котором наряду с миром реальным будет существовать и другой – виртуальный. Одни считали, что он станет своего рода заменой несовершенному реальному миру, другие – что он станет существенным дополнением реальности, а виртуальные события смогут влиять на происходящее в ней.
Сегодня мы видим, что виртуальная реальность не стала полной заменой миру реальному, но иммерсивные технологии постепенно входят в жизнь потребителя – очки и приложения с дополненной реальностью, игры с погружением в виртуальное пространство, метавселенные становятся ближе и понятнее обывателю. За этим стоит ряд технологий, обеспечивающих такие возможности. Среди них AR – дополненная реальность, VR – виртуальная реальность. В чем разница между этими «реальностями»?
AR, или дополненная реальность (augmented reality) – это технология, проецирующая цифровые объекты в реальный мир, то есть добавляющая реальному миру «слои». Использование AR оставляет пользователю возможность взаимодействовать с физической средой, получая при этом дополнительные данные от своих устройств и приложений дополненной реальности.
VR – виртуальная реальность (virtual reality), в отличие от AR полностью «отрезает» пользователя от реального мира, погружая его в цифровой мир, доступ к которому можно получить только используя иммерсионные устройства, например, шлемы, перчатки, наушники, контроллеры и другие. Виртуальная среда полностью «заменяет» реальный мир для пользователя и не реагирует на его изменения. Пользователь же может воздействовать на виртуальность.
И AR, и VR технологии используются во многих отраслях, например, в музейном деле, что позволяет добавить культурному мероприятию интерактивности. AR в музее может использоваться в связке с мобильным телефоном посетителя. Гости могут установить приложение музея и, например, использовать камеру телефона, чтобы получать дополнительные сведения о выставляемых экспонатах, рассмотреть и повращать 3D-модель объекта, находящегося за стеклом витрины или «примерить» какой-то из них по аналогии с фильтром для камеры. VR же предполагает погружение в виртуальный сценарий с помощью специального оборудования, как правило шлема, и может «перенести» посетителя музея, скажем, на археологические раскопки.
Однако музеи – далеко не единственная область и не главная отрасль, в которой применяются технологии AR и VR. На сегодняшний день и в ближайшей перспективе технологии наиболее широко применяются в индустрии развлечений, в частности в видеоигровом сегменте, однако эксперты считают, что по мере развития и демократизации отрасли другие сегменты также получат свой «кусок пирога».
Уже сейчас виртуальную и дополненную реальность постепенно внедряют в профессиональные сферы. Одним из флагманских направлений представляется медицина, где VR и AR применяются для подготовки и проведения операций. Данные, собранные о пациенте, используются для создания виртуальной модели пациента, и доктор в тренировочном режиме может провести операцию, учитывая потенциальные риски и возможные проблемы. Так, решения компании Surgical Theater на базе VR позволяют планировать нейрохирургические операции – на практике с помощью платформы компании в 2021 году в израильском медицинском центре Soroka хирурги смогли провести операцию, разделив сиамских близнецов, сросшихся головами. Врачи создали интерактивные 3D и VR-модели, позволяющие изучить проблемные зоны и перенесли результаты в систему хирургической навигации операционной. Что касается AR технологий, то их использованием в совокупности с роботизированными платформами позволяют быстрее проводить сложные хирургические операции, а также проводить их дистанционно.
Также растет применение технологий в промышленной отрасли. Обучение сотрудников с помощью VR и AR позволяет сократить количество травм и снизить количество аварий на производстве, поскольку в симуляции можно получить опыт, близкий к реальному. Так, внедрение VR-обучения на заводах Ford привело к сокращению травм на производстве на 70%, также VR лаборатория компании работает над улучшением безопасности монтажной линии и рабочего пространства оператора. Для анализа используются более 52 датчиков, которые располагаются на теле оператора. Датчики считывают его движения и передают координаты в базу данных. Затем эргономисты – специалисты, ответственные за оптимизацию взаимодействия человека с элементами системы, в том числе с рабочим местом, – анализируют информацию и создают новые сценарии, чтобы обезопасить жизнь рабочему.
AR также применяет в промышленности, что позволяет проводить некоторые манипуляции на расстоянии. Например, в случае возникновения неполадок со сложным оборудованием на производстве с помощью AR технологий можно привлечь специалиста к дистанционной работе. Оператор «на месте» надевает AR-очки, в то время как приглашенный специалист подключается к устройству через интерфейс компьютера и видит то, что видит оператор. Таким образом, специалист может дать консультации, используя голосовую связь и всплывающие уведомления на экране. При необходимости помимо консультации эксперт может вывести на экран оператора схемы, чертежи и инструкции, а также обратить внимание на конкретную деталь при помощи указки.
Еще одним перспективным направлением считают применение AR и VR в метавселенных. Дистанционные технологии получили широкое развитие в период пандемии главным образом ввиду необходимости в поддержке связи внутри компаний. Одним из инструментов, набравшми популярность, стали метавселенные, которые определяют как сочетание физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. Некоторые эксперты называют их «трехмерным интернетом».
Примером может послужить приложение Horizon Workrooms, разрабатываемое компанией Meta (запрещена и признана экстремистской в России), своего рода виртуальный офис для тех, кто работает удаленно. Приложение поддерживает функцию отслеживания рук, стриминг видео с удаленного рабочего стола, пространственное аудио, а также может синхронизироваться с календарями Outlook и Google. Внутри есть трекер глаз, лица, частей тела, что помогает аватарам двигаться плавно. Похожие продукты есть и у Microsoft – Microsoft Azure и Mesh, которые в какой-то степени представляют собой корпоративную метавселенную, в которой создаются цифровые копии предметов для удаленной работы.
Эксперты считают, что то, что мы имеем сегодня – это пока ещё тестирование технологии. Некоторые из них полагают, что на текущий момент еще недостаточно вычислительных мощностей для корректной и эффективной работы метавселенных, и вся их польза сводится к офисным планеркам и VR-вечеринкам, которые перестали быть актуальными с окончанием пандемии. В то же время отраслевые аналитики считают, что какие-то элементы метавселенных будут оставаться в тренде и продолжат развиваться, а по мере развития информационных технологий в целом метавселенные «возродятся» и получат более широкое распространение.
Мировой рынок AR и VR технологий
В 2022 году объем мирового рынка технологий AR и VR, по оценкам экспертов, составил $61,64 млрд. Однако наблюдается достаточно мощная тенденция к его росту по мере развития и распространения технологий и постепенного внедрения их в новые отрасли. Так, среднегодовой прирост в перспективе до 2030 года для обеих технологий составит порядка 41%, для AR – 51%, а для VR – 31%.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.