Что ФАС России намерена изменить в постановлении Правительства РФ № 1465

И надзорные органы, и исполнители ГОЗ согласны, что пришло время законодательной актуализации постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Какие шаги в этом направлении будут сделаны, представители ФАС России рассказали на Всероссийской конференции «Гособоронзаказ 2019-2020».

Весеннее настроение

По словам начальника Управления сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи ФАС России Андрея Грешнева, в ведомство поступило более 150 заслуживающих внимания предложений по совершенствованию сложившейся системы регулирования цен.

«Все предложения актуальны и основаны на реальных ситуациях, - констатирует Андрей Грешнев. - На их базе сформировано около двух десятков групп вопросов на дальнейшую проработку и внедрение».

При этом в ведомстве поставлены достаточно сжатые сроки пересмотра законодательно утвержденных правил ведения бизнеса.

«Не исключено, что часть изменений вступят в силу еще до лета, - поясняет глава Управления. - То есть, для того, чтобы внести в правительство согласованные со всеми ведомствами законодательные поправки, у нас срок – весна».

Прежде всего, в обновленном законодательстве будет подчеркнуто право предприятия на получаемую прибыль. «Необходимо лишний раз подтвердить, что действительно, вся дополнительная прибыль и экономия остается у предприятия, - комментирует представитель ФАС. - Плановые значения рентабельности «20+1» установлены исключительно для плановой рентабельности. А фактическое значение прибыли может отличаться».

Надоело говорить и спорить

Кроме того, в обновленном варианте документа будет пересмотрен вопрос корреляции различных видов цен.

В частности, сегодня часто применяются «ориентировочные цены» – когда на этапе заключения контракта недостаточно исходных данных.

Но такое решение подходит только на начальном этапе диалога. Когда приближается стадия завершения контракта, ориентировочные цены приходится переводить в фиксированные - контракт может быть оплачен только по фиксированной цене.

И тут оказывается, что заказчик с поставщиком не могут договориться, каким именно образом должна трансформироваться цена, какие затраты должны учитываться по факту, а какие – по изначально определенным плановым значениям.

«В рамках контрольно-надзорной деятельности мы столкнулись с массой случаев, когда продукция уже изготовлена, но предприятие с заказчиком продолжают спорить, ведутся судебные тяжбы, а оплата не происходит», - поясняет эксперт.

По словам Андрея Грешнева, изначально законодательство предусматривало, что порядок перевода цен будет включаться в сам контракт. Но по факту в контрактах прописывается только сроки действия ограниченных цен и момент их перевода в фиксированные. То есть, обычно это стадия, когда степень готовности продукции достигла 80%, либо «не позднее 2-х месяцев до момента поставки».

В связи с этим ФАС предлагает создать некий типовой порядок, по которому должна происходить процедура пересчета цен, и погрузить такую «инструкцию» в сам документ № 1465.

«Мы постараемся сделать этот механизм гибче, потому что учесть всю специфику производимой продукции заранее не всегда возможно, - обещает руководитель Управления. - И порой оказывается целесообразным часть вопросов заказчику и поставщику решать без избыточного внешнего надзора».

Ответ - цифровизация

Также ФАС России собирается навести порядок в цепочке технических вопросов. Например, скопилось много нареканий на избыточную трудоемкость форм обосновывающих документов. Это свыше 20 форм, которые требуют кропотливого сбора данных и заполнения.

Вдобавок постоянно звучат вопросы, надо ли подавать нулевые формы - с нулевыми значениями, и, соответственно, требуются ли расшифровки нулевых значений.

По оценкам ФАС России, эту путаницу можно нивелировать одним решением - просто перейдя на электронную форму подачи документов. «Кстати, и нулевая электронная форма не будет никого смущать, - подчеркивает специалист. - А мы в свою очередь хотели бы автоматизировать данный процесс у себя. И какие-то предварительные оценки проводить в автоматизированном режиме».

Соответственно, ФАС предлагает предусмотреть в положении обязанность предоставления форм обосновывающих документов в электронном виде, когда это возможно. То есть когда заказчик либо отраслевой орган создал соответствующую инфраструктуру.

Параллельно ведомство планирует удалить из постановления ряд невнятных формулировок.

«Речь идет о технических и юридических правках. Получилось так, что документ содержит много неточностей, - поясняет представитель ФАС России. - В отдельных случаях и нам не совсем понятно, что же там имелось ввиду, поэтому документ надо причесать».

По всей цепочке

Следующий момент связан с уточнением механизма формирования кооперации главным исполнителем ГОЗ и порядком взаимодействия в рамках формирования и контроля цен на продукцию.

«В настоящее время кооперация, как правило, выстраивается линейным образом – получается многоступенчатая цепочка-система, - поясняет руководитель подразделения ФАС. - И головной исполнитель имеет прямые контракты лишь с ограниченным кругом соисполнителей, которые поставляют уже полуготовую продукцию. Что происходит на втором-третьем уровне кооперации, головному исполнителю далеко не всегда известно».

ФАС же предлагает вернуться к решению, когда головной исполнитель имел прямые договорные отношения со всеми ключевыми поставщиками узлов, агрегатов и комплектующих изделий, вне зависимости от цепочки технологического процесса.

«И здесь мы хотим более жестко определить права и ответственность сторон еще до заключения контракта», - уточняет Андрей Грешнев.

Эксперт напоминает, что в отрасли уже фигурируют такие понятия, как «потенциальный головной исполнитель», «потенциальный единственный поставщик», «потенциальный исполнитель». Эти термины присутствуют в подзаконных актах, в том числе в Положении 1465. Но в месте с тем данные термины пока отсутствуют на законодательном уровне.

Это важно, потому что именно на стадии до заключения контракта ведутся все споры по цене и споры по предоставлению расчетно-квалификационных материалов.

Круг ждущих решения проблем

Также в ведомстве полагают, что, возможно, стоит подумать над упрощением порядка формирования прогнозных цен, предоставив заказчику возможность использовать тот же индексный метод.

Предполагается рассмотрение такого наболевшего вопроса, как уточнение состава привнесенных и собственных затрат. «Мы уже замучились изучать, где сырьевые материалы, где – полуфабрикаты, и чем они отличаются. – Действующий механизм формирования рентабельности «20+1» порождает такие вопросы», - комментирует эксперт.

Наконец, ведомство намерено разобраться с вопросом, почему в одних случаях процент накладных расходов расчитыватся прямым методом, исходя из плановых значений (плана загрузки предприятия, плановых смет, из плановых значений фонда оплаты труда,расходов накладных, общехозяйственных и прочих), а иногда предприятие вместе с военным представителем берут данные прошлого года, фактические показатели, плановые значения и на этой базе формируют некий процент, который учитывают в цене будущих периодов.

Безусловно, работа над совершенствованием вопроса ценообразования в сфере ГОЗ весной не закончится. Есть и глобальные вопросы, требующие более длительной и тщательной проработки.

«Первое, мы понимаем, что это нужно делать обязательно. Это воссоздание системы нормирования технологических и производственных процессов», - обращает внимание Андрей Грешнев.

По его словам, данной темой плотно занимаются специалисты Минпромторга РФ, периодически привлекая к участию экспертов ФАС России.

 

Автор - Игорь Чубаха

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры