Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Есть ли на самом деле минимальный и (или) максимальный размер для выплаты аванса в кооперации?

Комментирует эксперт НОЗС Р.Д. Шацкий:

 

Как и подавляющее большинство других особенностей работы в ГОЗе, с которыми сталкиваются организации-исполнители, особенности вопросов  авансирования также исходят из положений общего гражданского законодательства, а именно 487 статьи ГК РФ[1] .

 

Читайте и обсуждайте наши материалы с экспертами НОЗС в Телеграм и Вконтакте 

В понимании гражданского законодательства аванс представляет собой предварительную оплату товара до передачи продавцом товара, которая может быть совершена как в полном, так и в частичном размере. Такую форму оплаты стороны вправе предусмотреть в договоре.

Наибольшее количество общественно доступной информации по вопросу авансирования договоров в ГОЗ содержится в ПП РФ № 1275[2], в пп. «ж» п. 13 которого указаны два важных для нас положения, подлежащих указанию в условиях государственного контракта:

порядок и условия авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в случае, если при заключении государственного контракта государственным заказчиком было принято решение об авансировании головного исполнителя, при этом размер аванса определяется государственным заказчиком с учетом бюджетного законодательства РФ;

условия авансирования головным исполнителем исполнителей по заключенным с ними контрактам определяются положениями государственного контракта и государственным оборонным заказом на соответствующий год и плановый период с учетом требований Закона № 275-ФЗ[3].

Разберем первое из этих положений, относящееся только к госконтакту и определению порядка и размера авансирования головного исполнителя. В этом случае под бюджетным законодательством подразумевается ПП РФ № 1496[4].

Пунктом 18 ПП РФ № 1496 установлены размер и порядок авансирования головных исполнителей, которые вправе предусматривать в государственных контрактах получатели средств федерального бюджета, то есть госзаказчики, а также указано, что иными федеральными законами, указами Президента РФ или иным нормативным правовым актом (НПА) Правительства РФ могут быть предусмотрены иные размеры авансирования.

В этой связи хочу отметить, что Минфин России в письме от 05.07.2023 № 02-11-08/62835 прямо указал, что:

- порядок выплаты и размеры авансовых платежей по контрактам, заключаемым в рамках ГОЗ, нормами ПП РФ № 1496 не регулируются;

- соответствующие положения закрепляются в отдельном постановлении Правительства РФ, содержащем сведения, составляющие государственную тайну, а именно в 2023 году такие положения установлены постановлением Правительства РФ от 22.12.2022 № 2370-94 «О государственным оборонном заказе на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 год»[5].

Таким образом, конкретные размеры авансирования государственным заказчиком головного исполнителя указаны в НПА, содержащем сведения, составляющие государственную тайну. Соответственно, информацию о конкретном размере авансирования головного исполнителя заинтересованные лица могут узнать только из условий государственного контракта или его проекта.

Отдельным, пожалуй, важнейшим условием авансирования является положение бюджетного законодательства РФ о том, что аванс выплачивается в размере не более лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на соответствующий финансовый год.

Что означает это фраза? А то, что реальный размер аванса, который будет выплачен головному исполнителю в конкретном календарном году напрямую зависит от размера денежных средств, доведенных государственному заказчику на определенный календарный год для целей исполнения именно этого государственного контракта. При этом исторически сложилось, что такая информация указывается в условиях государственного контракта в его текстовой части, либо в одном из приложений.

Пример № 1.

Если у нас государственный контракт с ценой 100 млн. руб. заключен на два года (2025 и 2026), а его условиями предусмотрено 80% авансирование головного исполнителя, то это не означает, что головной исполнитель получит 80 млн. руб. в 2025 году. В случае, если в таком госконтракте указано, что ЛБО контракта составляют в 2025 году – 20 млн. руб., а в 2026 г. – 80 млн. руб., то максимальный размер возможного к получению аванса в 2025 году составит всего 20 млн. руб. и только начиная с 2026 года головной исполнитель сможет направить заявку на дополучение оставшегося аванса в размере 60 млн. руб.

Пример № 2.

Государственный контракт с ценой 100 млн. руб. заключен на 3 года (2025, 2026 и 2027), его условиями также предусмотрено 80% авансирование головного исполнителя, но, при этом, данный государственный контракт содержит два этапа, первый – с 2025 года, а второй – с 2026 года. В нашем примере ЛБО по годам доведены до госзаказчика в размере 2025 год – 20 млн. руб., 2026 год – 30 млн. руб., а 2027 год – 50 млн. руб. В таком случае помимо размера ЛБО по годам будет задан новый параметр, как финансовое обеспечение каждого из этапов, допустим, по каждому из этапов поставляется одинаковая продукция стоимостью по 50 млн. руб. Это означает, что головной исполнитель:

- в 2025 году сможет рассчитывать на аванс в размере 20 млн. руб. (40% от цены этапа № 1);

- в 2026 году – на доавансирование этапа № 1 (еще 20 мл. руб.) и окончательный расчет в размере 10 млн. руб. При этом финансового обеспечения на авансирование этапа № 2 у госзаказчика не останется, соответственно, направить заявку на получение аванса по второму этапу головной исполнитель сможет только в 2027 году;

- в 2027 году – на авансирование этапа № 2 в размере 40 млн. руб. и на окончательный платеж по этому этапу в размере 10 млн. руб.

Зачем мы рассматривали эти примеры? Для того, чтобы нам наглядно увидеть примеры госконтрактов с дефицитным финансированием, а также проанализировать последствия их заключения и сложности исполнения. По сути, при исполнении таких государственных контрактов головной исполнитель будет вынужден решать сложную для себя задачу – авансировать свою кооперацию или расходовать аванс, выданный госзаказчиком, на собственные нужды.

А ведь финансовое обеспечение госконтрактов влияет не только на факт и размеры авансирования головным исполнителем своей кооперации, но еще и на сроки оплаты поставленной продукции в кооперации.

Подавляющая часть головных исполнителей и исполнителей при указании порядка и сроков авансирования и оплаты указывает фразу, что аванс / окончательный расчет выплачиваются в течение ХХ дней, но только после поступления аванса / денежных средств от вышестоящего заказчика.

Как я писал выше условия авансирования головным исполнителем исполнителей определяются положениями государственного контракта и соответствующее положение головной исполнитель в части срока выплаты аванса транслирует из условий государственного контракта, а в части условий авансирования исполнителями (не головным исполнителем) других исполнителей и тем более в части условий и сроков оплаты поставленной продукции для ГОЗ законодательно никаких ограничений не установлено, соответственно, данные условия определяются и устанавливаются в договорах «по соглашению сторон».

Да, те кто давно работает с гособоронзаказом сразу усомниться в этом тезисе по причине наличия пункта 4 ПП РФ № 1275[6]:

«Условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем».

Однако данная норма не означает, что исполнитель обязан «дублировать» все условия вышестоящего договора в свой договор. Мы выпустим отдельную публикацию на тему применения этого пункта ПП РФ № 1275, разобрав конкретные примеры.

Возвращаясь к теме нашей публикации - есть ли минимальный и (или) максимальный размер для выплаты аванса в кооперации. Ответ – нет.

Вне зависимости от того какой размер авансирования установлен в вышестоящем договоре исполнитель в статусе заказчика самостоятельно принимает решение о размерах авансирования своего соисполнителя, либо об отсутствии такого авансирования.

Обоснование этого тезиса до неприличия простое – в соответствии с гражданским законодательством РФ стороны вправе предусмотреть в договоре авансирование, а законодательством в сфере ГОЗ не установлены случаи, как-то ограничивающие стороны (исполнителей в кооперации) в реализации такого права, включая отсутствие ограничений в размерах такого авансирования.

Таким образом, в случае авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в размере 80%, головной исполнитель и нижестоящие исполнители в кооперации вправе предусматривать любые размеры авансирования (например, 30, 50, 80 или 100%), либо авансирование вовсе не предусматривать.

При этом в связи с отсутствием в кооперации информации о финансовом обеспечении государственного контракта (по годам и этапам) немалое количество исполнителей на низких уровнях кооперации настаивают на включении в условия договоров положения о начале изготовления товаров, выполнения работ, оказания услуг только после получения (поступления на их счет) авансового платежа, поскольку альтернативное условие о выплате заказчиком аванса после получения денежных средств от вышестоящего заказчика может привести к тому, что на момент отгрузки продукции заказчику авансирование от заказчика так и не будет получено.

Остались вопросы? – Станьте подписчиком НОЗ.С и получайте онлайн-консультации с экспертами в закрытом телеграм-чате


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

[2] Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275.

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

[4] Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496.

[5] Соответственно в 2025 году это постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1862-62 "О государственном оборонном заказе на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".

[6] Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275.

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять