Digital-агентство «Интериум» проанализировало эффективность ведения официальных аккаунтов российских предприятий ОПК в социальных сетях. Такое исследование в России проводится впервые, его публикация была анонсирована на круглом столе «PR оборонно-промышленного комплекса: задачи, вызовы и возможности» в рамках научно-деловой программы «Армия-2023». Результаты были опубликованы в августе этого года.
Для анализа были выбраны госкорпорации «Ростех» и «Роскосмос», концерны «Калашников» и «Швабе», ОАК, ОДК, ОСК, «Вертолеты России» и «Уралвагонзавод». Также для сравнения агентство включило в список Минобороны России. Уточняется, что рассматривались аккаунты, указанные на официальных сайтах организаций.
Единственной соцсетью, в которой у всех рассмотренных организаций были официальные аккаунты, стала «ВКонтакте». Также почти все организации используют Telegram. А вот присутствие на других площадках было избирательным, и меньше всего аккаунтов компаний на YouTube, «Одноклассниках», Rutube и «Дзен». LiveJournal ведет только ОАК.
Больше всего подписчиков у Минобороны, суммарно по всем страницам – 2,5 млн, включая 759 тыс. «ВКонтакте», 555 тыс. в Telegram, 80 тыс. в «Одноклассниках» и 21 тыс. в Rutube. Также у ведомства более 1 млн подписчиков на YouTube, но новые видео там не появляются уже год. На втором месте «Роскосмос» с суммарным охватом в 1,6 млн подписчиков, включая 957 тыс. на Youtube, 630 тыс. «ВКонтакте», 48 тыс. в «Одноклассниках» и 44 тыс. в Telegram. На третьем месте по количеству подписчиков «Ростех» с 248 тыс. поклонников в общем, из которых 247 тыс. пришлось на «ВКонтакте» и всего 845 на Rutube. Меньше всего подписчиков было у «Вертолётов России» – только 13 тыс. во «ВКонтакте».
Данные по просмотрам постов и видео доступны только в «ВКонтакте», Telegram и YouTube. Лидерами по этому показателю стали Минобороны – суммарно 465,7 млн, «Роскосмос» – 21,4 млн и «Ростех» – 14,5 млн. При этом среднее количество просмотров одного поста Минобороны «ВКонтакте» – 33,5 тыс., а в Telegram гораздо выше при меньшей аудитории – 160,3 тыс. Аналогичная картина наблюдалась у «Уралвагонзавода». У «Роскосмоса» в среднем на пост было около 26 тыс. просмотров во «ВКонтакте» и 14,5 тыс. в Telegram.
Больше всего комментариев интернет-пользователи оставили на странице «Ростеха» во «ВКонтакте» (15 тыс.), также площадками для общения были страницы «Роскосмоса» в YouTube (4,3 тыс. сообщений) и корпоративная страница «ОАК» во «ВКонтакте» (3,1 тыс. комментариев). Меньше всех реакций интернет-пользователей у «ОДК» (10,2 тыс.), «Швабе» и «Вертолёты России» – по 2,8 тыс.
Точнее оценить связь вовлечения и количества подписчиков позволяет показатель ER (engagement rate – коэффициент вовлечённости): количество реакций, разделённое на число подписчиков и умноженное на 100%. В среднем по соцсетям можно сделать вывод, что в Telegram наиболее отзывчивая аудитория, и мессенджер можно рассматривать как ключевую площадку, если оценивать именно вовлечение подписчиков. У Министерства обороны крупнейшие показатели во всех соцсетях, кроме «ВКонтакте»: 12,8 в Telegram, 3,88 в «Одноклассниках» и 3,49 на Rutube. У«Роскосмоса» индекс ER во «ВКонтакте» 0,31, в YouTube – 0,07, в Telegram – 4,46. У «Ростеха» также невысокие значения: «ВКонтакте» – 0,9, Rutube – 0,02. «Уралвагонзавод», «Швабе» и «ОАК» могут похвастаться достаточно высокими ER во «ВКонтакте» и Telegram: небольшое количество подписчиков были их основным ядром, которое активно взаимодействовало с контентом.
Лидером исследования «Интериум» оказалось Министерство обороны. Среди предприятий «Роскосмос» стал лидером по просмотрам и количеству подписчиков, частоте постов, он активно использует различные форматы контента в соцсетях, однако есть потенциал для увеличения вовлеченности аудитории. «Ростех» занимает второе место по просмотрам, вовлеченности аудитории в дискуссии. Однако также отличается невысоким количеством реакций, и ему стоит рассмотреть развитие в других соцсетях, кроме «ВКонтакте».
«Калашников», «ОСК» и «Уралвагонзавод» имеют средние результаты почти по всем показателям. У концерна «Швабе» и «ОДК» одни из самых низких просмотров и реакций среди всех рассмотренных ресурсов. Также как и у «Вертолётов России»: они отмечены наименьшим количеством постов, реакций и комментариев, однако, с учетом высокого ER есть потенциал к развитию, если активизировать SMM в целом. «ОАК» имеет высокое количество комментариев на странице «ВКонтакте» даже при небольшой аудитории и имеет потенциал для взаимодействия с аудиторией.
Как показало исследование, при должной работе интернет-пользователи могут активнее вовлекаться, создавая устойчивое коммьюнити. Проектный директор digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина отметила: «Наш анализ показал возможность и необходимость развивать соцсети в сфере коммуникаций ОПК с населением страны … Внутренняя аудитория заинтересована в получении информации о работе оборонного комплекса».
По материалам digital-агентства «Интериум»

