Многоцелевой палубный истребитель вертикального взлета и посадки 

Як-141 / Як-41М (изделие 48М) был разработан ОКБ Яковлева в качестве сверхзвукового многоцелевого самолета для вооружения авианесущих кораблей ВМФ СССР. Работы над проектом Як-41 стартовали в начале 1970-х годов. К 1982 г. планировалось вывести на испытания первую летную машину, но сложности с созданием поворотного сопла большого диаметра задержали работы и первый полет Як-41 состоялся только 9 марта 1987 г. (по самолетному профилю). В 1989 г. название самолета было изменено и был построен второй летный образец самолета. Новое название - Як-141. 29 декабря 1989 г. состоялся первый полет самолета в режиме висения. 13 июня 1990 г. - первый полет по полному профилю - с вертикальным взлетом и посадкой.

24 сентября 1991 г. оба экземпляра Як-141 прибыли в Североморск для испытаний на борту авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков». 26 сентября лётчиком А. А. Синицыным была совершена первая посадка на палубу авианесущего крейсера. Через час В. А. Якимов привёл второй самолёт. 30 сентября был осуществлён первый взлёт с авианесущего корабля.

5 октября 1991 г. при посадке на авианесущий крейсер из-за превышения скорости снижения произошла авария. летчик не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал. Авария послужила поводом для прекращения программы создания Як-141.

Вертикальный взлет истребителя Як-141 (http://airwar.ru/)

Вертикальный взлет истребителя Як-141 (http://airwar.ru/)

Як-141 на Западе получил наименование Freestyle.

 

Як-141 в авиации ВМФ России

До осени 1991 г. планировалось участие Як-141 в Государственных испытаниях тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", но после аварии одного из самолетов 5 октября 1991 г. программа испытаний Як-141 была свернута, а в 1992 г. прекращена. ВМФ России 1990-х годов отказался от работ по созданию вертикально-взлетающих самолетов.

 

Конструкция самолета

Конструкция выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением. Основной подъемно-маршевый двигатель расположен по центральной оси фюзеляжа, дополнительные подъемные двигатели расположены за кабиной пилота. Для маневрирования на режиме вертикального взлета и посадки самолет оборудован газоструйной системой управления с отводом газов от двигателей к управляющим соплам в разных точках планера и фюзеляжа.

Вы можете дочитать этот материал, оформив ежемесячную или ежегодную подписку на онлайн-издание НОЗС.

Подписка дает неограниченный доступ ко всем экспертным и аналитическим материалам на сайте.

Партнеры