Предложения на рынке САПР можно условно разделить на две группы: так называемые «коробочные» решения и системы, требующие адаптации под требования отдельного предприятия.
Продукты, предлагаемые группой компаний ADEM на отечественном рынке САПР, можно отнести к обеим группам. Если речь идёт только о конструкторской подготовке производства (модуль ADEM CAD), то это можно считать «коробочным» решением. Если говорить о сквозной подготовке производства и организации единого информационного пространства, то тут уже не обойтись без адаптации системы под конкретное предприятие и даже под отдельных пользователей. Все проводимые работы по настройке, доработке и адаптации системы и составляют комплекс мероприятий по внедрению САПР на предприятии.
Интегрированная CAD/CAM/CAPP-система ADEM, являясь САПР, предназначенной для сквозной подготовки производства, подразумевает использование различных средств и инструментов на разных этапах конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) (рис. 1).
Любой производственный процесс, в рамках одного предприятия считающийся типовым, в рамках всей отрасли является уникальным. Соответственно и этап подготовки производства будет также по-своему уникален для каждого предприятия в зависимости от его специфики. Из этого можно сделать вывод, что этап технологической подготовки производства, связанный с применением САПР, изначально не может быть одинаковым для всех предприятий. Отсюда и необходимость адаптации системы под нужды конкретного предприятия и его отдельных подразделений.
В зависимости от функций, возложенных на конкретное подразделение, адаптация системы ADEM может сводиться к нескольким ключевым этапам:
• организация единого информационного пространства (ЕИП);
• адаптация проектирующей части CAPP к условиям предприятия;
• разработка постпроцессоров;
• интеграция с другими системами.
Вкратце раскроем суть работ, проводимых на каждом этапе внедрения.
Организация единого информационного пространства (ЕИП)
Организация ЕИП (рис. 2) служит отправной точкой для полной автоматизации КТПП и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
• построение единого конструкторского пространства;
• построение единого технологического пространства;
• построение единого пространства нормативно-справочной информации (НСИ).
Решения в области управления проектными данными ADEM позволяют контролировать весь процесс проектирования от получения ТЗ и до создания электронной структуры изделия (ЭСИ). Получаемая в результате конструкторской подготовки производства ЭСИ позволяет к каждому элементу структуры изделия присоединить конструкторские документы (2D-чертёж, 3D-модель детали, 3D-модель сборки и др.), а также сформировать всю номенклатуру вторичных документов (спецификации, ведомости спецификация, ведомость покупных изделий и др.) в соответствии с требованиями ЕСКД и СТП.
Единое технологическое пространство на базе системы ADEM позволяет выполнять полный спектр задач по ТПП начиная с составления межцеховых технологических маршрутов обработки деталей и сборки изделий (расцеховка) и разработки предварительных технологических нормативов трудоёмкости и норм расхода материалов и заканчивая разработкой технологических процессов, управляющих программ (УП) для станков с ЧПУ, специальной технологической оснастки, технологических нормативов трудоёмкости, норм расхода материалов и разработкой технологического оснащения производства.
Построение единого пространства НСИ при использовании CAD/CAM/CAPP-системы ADEM основано на применении корпоративной справочной системы i-Ris. В этом случае обеспечивается централизованное хранение и использование справочной информации различного назначения (материалы и сортаменты, инструмент и оборудование) специалистами различных подразделений (конструкторских, технологических, служб снабжения).
Таким образом, построение ЕИП, которое позволило бы решить весь спектр задач, стоящих перед специалистами предприятия на этапе КТПП, осуществимо с использованием функционала всего одного программного продукта – интегрированной системы ADEM.
Адаптация проектирующей части CAPP к условиям предприятия
Базовый комплект поставки системы ADEM подразумевает использование бланков выходных форм при формировании технологической документации, соответствующих действующему ГОСТу. Кроме того в комплект поставки системы входят и другие варианты бланков, которые также могут быть использованы для получения документации. Как правило, это устаревшие ГОСТы либо специфические бланки для отдельных отраслей промышленности и т. п. (рис. 3).
Настройка бланков выходных форм может осуществляться непосредственно самим пользователем системы в зависимости от требований, предъявляемых к получаемой технологической документации.
Если требуется выпускать технологическую документацию не по ГОСТу, а по СТП, то соответственно возникает необходимость использования и собственных бланков выходных форм, для создания которых в системе ADEM предусмотрен инструментарий, позволяющий создавать нужные бланки и заполнять их поля в полном соответствии с требованиями СТП.
Как и любой инстументарий, инструменты для создания бланков выходных форм (модуль ADEM CAD) и алгоритмов заполнения этих бланков (модуль ADEM CAPP Developer) требуют соответствующего умения и опыта для грамотного и полноценного использования всего их потенциала. Специалисты ГК ADEM предлагают два варианта решения этого вопроса: 1) обучение специалистов предприятия настройке, созданию и адаптации проектирующей части CAPP к требованиям предприятия; 2) выполнение всех работ, связанных с адаптацией проектирующей части ADEM CAPP к требованиям предприятия, силами специалистов ГК ADEM.
Разработка постпроцессоров
Если предполагается использовать САПР в том числе и для программирования оборудования с ЧПУ, то неотъемлемым этапом внедрения становится адаптация получаемых УП под станочный парк предприятия-заказчика. Группа компаний ADEM оказывает услуги по написанию постпроцессоров для получения УП для оборудования с ЧПУ различных типов и сложности. Возможно написание постпроцессоров под любое оборудование с ЧПУ с числом одновременно управляемых координат от 1 до 5: сверлильное, токарное, фрезерное, установки резки (лазерной, газовой плазменной, эрозионной и др.), координатно-пробивное (пресс с ЧПУ).
Огромный опыт написания постпроцессоров под различные виды оборудования позволяет нашим специалистам в короткие сроки подготовить и отладить постпроцессор для любого станка.
Процесс создания постпроцессора условно разделяется на два основных этапа: 1) написание постпроцессора (модуль ADEM GPP, рис. 4); 2) отладка постпроцессора на станке. Первый этап может проходить дистанционно, без выезда специалиста на предприятие, в случае предоставления всей необходимой документации на оборудование. Второй этап предусматривает обязательное присутствие специалиста ГК ADEM непосредственно у станка. Исключение могут составлять только простые станки (до 3 одновременно управляемых координат) – в этом случае отладка может также проводиться дистанционно.
Если в процессе дальнейшей эксплуатации системы ADEM в целом и постпроцессора в частности возникает необходимость доработки постпроцессора, то эти работы также выполняются специалистами ГК ADEM в рамках гарантийных работ и техподдержки.
Интеграция с другими системами
Один из этапов внедрения системы ADEM на предприятии – её интеграция с другими системами, уже применяющимися на предприятии либо также вновь приобретаемыми. Суть интеграции сводится к тому, чтобы наладить обмен актуальной информацией между несколькими различными системами, будь то системы подготовки производства (CAD, CAM, CAE, CAPP и т. д.), справочные системы либо системы верхнего уровня – системы планирования производства и управления предприятием (MES, ERP, PDM, PLM и т. д.).
Процесс интеграции с различными системами ведётся, как правило, в тесном сотрудничестве с разработчиками других систем и подразумевает получение от заказчика предварительно сформированного ТЗ с описанием ожидаемого результата от интеграции систем.
Для интеграции с другими системами у системы ADEM есть следующие возможности:
• интеграция с CAD-системами посредством прямых интерфейсов и стандартных форматов обмена;
• конфигурирование параметров объектов технологического процесса;
• собственный API для подключения:
– внешних справочников;
– внешних приложений и расчётных задач;
• обмен информацией с другими системами (PDM, MES, ERP и др.);
• взаимодействие с различными СУБД (Oracle, MS SQL Server, PosgreSQL, MySQL, Firebird и др.);
• поддержка формата XML.
Таким образом, наличие необходимой функциональности и большого потенциала у системы ADEM и достаточного опыта решения подобных задач у специалистов ГК ADEM позволяет проводить интеграцию с другими системами в короткие сроки с учётом особенностей и специфики конкретного предприятия, а также всех пожеланий предприятия-заказчика к конечной схеме взаимодействия между всеми интегрируемыми системами.
Примером интеграции в области КТПП может служить совместный проект с компанией Autodesk. Продукт ADEM CAMpact, выпущенный ГК ADEM в 2011 году, подразумевает использование функционала системы Autodesk Inventor 2012 для конструкторской подготовки производства и модуля ADEM CAM для технологической подготовки производства в части программирования обработки на оборудовании с ЧПУ.
Примеры интеграции в области планирования производства – совместные решения с такими системами, как «Галактика» (МРК, Магнитогорск), «Парус» (НПЦ АП им. акад. Пилюгина, Москва; «Факел», Химки), «Омега» (ИЭМЗ «Купол», Ижевск), «Мультиагентная система» (Smart Solution) и др. Интеграция позволяет из всего объёма технологической информации, формируемой системой ADEM, выделить необходимые актуальные данные и передать их в MES‑систему (планирование производства) или ERP-систему (управление предприятием) (рис. 5). При этом один из главных пунктов процесса интеграции – синхронизация справочников НСИ, таких как справочник ДСЕ (деталей и сборочных единиц), справочники по материалам, единицам измерения, оборудованию, операциям, профессиям, инструментам и оснастке.
Столь детальный подход к процессу внедрения CAD/CAM/CAPP ADEM на предприятии оправдывается тем, что единожды отлаженный механизм взаимодействия различных подразделений и различных САПР впоследствии избавляет от огромного количества мелких проблем и неприятностей, отнимающих рабочее время и силы сотрудников. Кроме того хочется отметить, что весь процесс внедрения интегрированной CAD/CAM/CAPP-системы ADEM проходит при постоянной поддержке специалистов группы компаний ADEM. Это обусловлено, во-первых, тем, что никто не знает систему лучше её разработчиков, и во-вторых – не на всех предприятиях, даже крупных, на сегодня сохранились собственные службы САПР, способные выполнять подобные работы.
Таким образом, процесс внедрения САПР закладывает фундамент для дальнейшей непрерывной и бесперебойной работы огромного и сложного механизма всего предприятия в целом.
Группа компаний АДЕМ
Москва, ул. Иркутская, д. 11, корп. 1, офис 244
Тел./факс: +7 (495) 462-01-56, +7 (495) 502-13-41
E-mail: omegat@aha.ru