Алексей Лихачев, Росатом: «Нам нужны в атомной промышленности десятки тысяч человек <…> 30-35 тысяч - это наша потребность в кадрах до 2030 года»

СПбГМТУ, ФГБОУ ВО, Государственный морской технический университет

Корабелка – легендарный петербургский университет с глубокими традициями и динамично растущими перспективами. Единственный в России вуз, который готовит инженеров-специалистов мирового класса по всему спектру кораблестроительных специальностей. 9 факультетов, более 50 учебно-научных кафедр

Адрес:

190121, Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, 3

Контакты:

 тел.: +7 (812) 495-26-48

office@smtu.ru

https://www.smtu.ru/

Соцсети:

https://vk.com/spbmtu

https://www.facebook.com/spbmtu/

https://www.youtube.com/c/spbmtu

https://www.instagram.com/spbmtu/

https://t.me/spbmtu

https://www.linkedin.com/school/spbmtu

 

 

ОТРАСЛИ: судостроение, наука, образование

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • проектирование, постройка и техническая эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, а также – технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне
  • научная деятельность:

– методы проектирования, постройки и ремонта кораблей, судов, платформ и иной техники и сооружений

– технологии освоения ресурсов Арктики

– ходовые, мореходные, маневренные, вибрационные и акустические качества судов различных типов и других объектов

– методы и технические средства изучения и освоения Мирового океана

– лазерные и сварочные технологии, промышленная робототехника; аддитивные технологии

– вооружение и военная техника, информационно-измерительные автоматические системы навигации, управления, обнаружения, поиска, классификации и наведения движущихся объектов

– физико-технические и технологические проблемы энергетики морской техники, других энергетических установок и устройств

– методы и технические средства совершенствования энергосберегающих технологий

– средства технологического оснащения для изготовления и ремонта энергетического оборудования

– проблемы высшего технического, естественно-научного и гуманитарного образования

– методы оценки экономической эффективности промышленных предприятий, совершенствование системы управления их деятельностью

– экология и охрана окружающей среды

  • факультеты:

– кораблестроения и океанотехники
– корабельной энергетики и автоматики
– морского приборостроения
– экономический факультет
– естественнонаучного и гуманитарного образования
– институт военного образования

– Международная высшая школа управлениястранных учащихся

– вечерне-заочный

– Колледж СПбГМТУ

Статьи о компании

Манипуляторные комплексы для автономных необитаемых подводных аппаратов

Активное развитие подводных робототехнических комплексов для обеспечения подводной добычи углеводородов и решения задач в военной области привело к формированию класса автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА)1.      Авторы: Занин Владислав Юрьевич, Советник Генерального директора ЗАО «НПП ПТ «ОКЕАНОС» Кожемякин Игорь Владиленович, Начальник управления оборонных исследований и разработок ФГБОУВО СПб ГМТУ          …
Читать далее

Бесшумная революция

  Сегодня на просторах Интернета появились большие объемы информации о зарубежных разработках в области военного судостроения и обеспечения боевых действий на море      Авторы: Б.А. Гайкович, к.т.н., ЗАО «НПП ПТ «Океанос»  В.Ю. Занин, ЗАО «НПП ПТ «Океанос»  И.В. Кожемякин, ФГБОУ СПб ГМТУ  А.В. Смольников, ОАО «Концерн «НПО «Аврора»    Новейшие боевые корабли прибрежной зоны…
Читать далее

Семейство подводных глайдеров – новые перспективы

 ЗАО «НПП ПТ «Океанос» с 2011 года в инициативном порядке, в содружестве с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и другими высшими научными учреждениями страны, ведет работу над созданием семейства подводных аппаратов с преимущественно гидродинамическими принципами движения. В ряде статей, опубликованных ранее в журнале «Новый Оборонный Заказ. Стратегии», показана актуальность таких аппаратов для России, излагалась…
Читать далее

Оборонно-промышленный комплекс продолжает занимать ведущее место в экономике Санкт-Петербурга

 

Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют более 700 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих предприятий России. Особую роль в их числе имеют организации оборонно-промышленного комплекса.

О предприятиях ОПК Санкт-Петербурга

Это более 100 крупных предприятий, представляющих такие отрасли, как судостроение, радиоэлектронику и приборостроение, информационно-телекоммуникационные системы и средства связи, авиационное и космическое оборудование, артиллерийские системы. Всего же в выполнении государственного оборонного заказа участвует ежегодно от 200 до 300 петербургских предприятий, в том числе и малых, поставляющих не только вооружение и военную технику, но и войсковое снаряжение и обмундирование, продовольствие и предметы бытовой химии.

Поэтому и в настоящее время оборонно-промышленный комплекс продолжает занимать ведущее место в экономике Санкт-Петербурга.

О структуре петербургского ОПК

В городе сконцентрировано более 80% научно-технического потенциала судостроителей, работают ведущие российские верфи (ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и др.), которые обеспечивают как выполнение экспортных заказов, так и осуществляют выполнение крупных заказов для гражданского судостроения и Военно-морского флота России.

В тесном содружестве и партнерстве с верфями работают петербургские проектировщики и конструкторы. Среди них ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова», ОАО «ЦНИИ «Электроприбор».

Кроме судостроения другим наиболее перспективными направлением промышленности является приборостроение. В Санкт-Петербурге функционируют более 70 предприятий, специализирующихся в этой сфере. Ведущими из них, отличающимися высоким уровнем технологий, способными конкурировать на мировом рынке со своей продукцией и разработками являются ОАО «ХК «Ленинец», ОАО «Светлана», ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ФГУП «НИИ «Вектор», ОАО «НПП «Радар ммс», ОАО «Интелтех», ОАО «ЦНИИ «Электрон», ОАО «Авангард», ОАО «Мощная аппаратура радиовещания и телевидения» и др. Основными видами конкурентоспособной петербургской продукции являются авиационное бортовое радиоэлектронное оборудование, аппаратура для профессиональных радио- и телевещательных станций, телефонные и телекоммуникационные системы закрытой и открытой связи, радиолокаторы и аппаратура обеспечения безопасности авиационных пассажирских перевозок, элементная компонентная база.

Существенную долю в общем объеме выпуска продукции занимает аппаратура специального назначения. Системы радиоразведки и противодействия электронным средствам сбора информации, бортовая аппаратура для боевых самолетов пятого поколения, комплектующие и блоки к ракетным комплексам, головки самонаведения высокоточного оружия, ракетные ударные установки и многое другое.

Большой объем работ по заказам Министерства обороны Российской Федерации и экспортным контрактам выполняется организациями аэрокосмической отрасли, среди которых необходимо отметить ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь» – разработчики и производители силовых установок для авиационной техники, ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» и ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» – многопрофильные организации, создающие новейшие космические комплексы и космические аппараты различного назначения, а также корабельные автоматические артиллерийские и пусковые ракетные установки.

О государственном заказе предприятиям ОПК

Правительство Санкт-Петербурга, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее – Комитет) как в прошлом году, так и в настоящее время уделяют большое внимание состоянию дел, связанных с выполнением петербургскими предприятиями государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ), так как от результатов их деятельности во многом зависит экономическая и социальная стабильность Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить, что благодаря совместной работе с Министерством обороны объем ГОЗ по итогам 2009 года у петербургских организаций вырос фактически в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2008 года.

При этом финансирование наших предприятий составило почти 95% от объема ГОЗ, а задолженность Минобороны по сданным работам на конец года была вообще менее 2%. Это очень хорошие показатели!

Что касается формирования ГОЗ в текущем году, то, по данным последнего мониторинга, проведенного Комитетом, на 15 мая 2010 года общая сумма действующих и заключенных контрактов в 1,8 раза больше, чем в мае 2009 года. При этом объем работ по ГОЗ превысил уровень прошлого года на 6,5%, а фактическое финансирование предприятий по заключенным договорам и контрактам составило 44,5%.

О проблемах ОПК

Вместе с тем на предприятиях ОПК по-прежнему сохраняется ряд серьезных проблем, без решения которых невозможна их устойчивая работа. В первую очередь это касается сроков проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов по работам ГОЗ. До сих пор ожидают проведения тендеров по ГОЗ ряд организаций. Ситуация также осложняется недостаточным уровнем авансирования выполняемых работ ряда предприятий города.

Не менее важной проблемой стало снижение цен на продукцию, выпускаемую рядом предприятий города, в среднем до 15% по сравнению с 2009 годом.

По всем указанным проблемам подготовлено письмо губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко министру обороны России А.Э. Сердюкову.

О взаимодействии с ОАО «ОСК»

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.03.2007 №394 в целях проведения реорганизации отечественного судостроения создано Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (далее – ОСК).

В качестве дочерней структуры корпорации в Санкт-Петербурге образовано открытое акционерное общество «Западный центр судостроения», куда вошли ведущие судостроительные предприятия города – ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» и ФГУП «Кронштадтский морской ордена Ленина завод».

Мы надеемся, что данная структура сможет в короткие сроки провести обновление основных фондов судостроительных предприятий, повысить их инновационную активность и активизировать работу созданных в отрасли рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения.

Для того чтобы обеспечить благоприятные условия взаимного сотрудничества в области укрепления финансово-экономического положения судостроительных организаций Санкт-Петербурга, входящих в состав ОАО «ОСК», сегодня заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

О кадрах для предприятий ОПК

С 2007 года реализуется Программа подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, в соответствии с которой предприятиям, осуществляющим затраты на подготовку и переподготовку кадров, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга возмещается часть стоимости договоров с учебными заведениями в размере 80%.

Сегодня в программе участвуют:

– 35 организаций различных отраслей промышленности: ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Светлана», ОАО «Силовые машины» и др.;

– 7 ведущих вузов Санкт-Петербурга, среди которых Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова (ВОЕНМЕХ), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и др.

За период действия программы на дополнительную подготовку направлено 892 студента, а на переподготовку – 277 работников предприятий города, а сумма выделенных на эти цели бюджетных средств составила 53 млн руб.

В 2009 году согласно разработанной схеме реализации программы городом заключено 13 договоров с промышленными организациями на частичное возмещение затрат, связанных с подготовкой 235 студентов и переподготовкой 94 сотрудников.

В 2010 году Программы продолжат свою работу, субсидии будут предоставлены на сумму 14,5 млн руб.

Евгений Елин, Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга

 

Судостроение Санкт-Петербурга развивается планомерно и динамично

  В рамках IV Петербургского международного инновационного форума­ между Санкт-Петербургом и ОАО «Объединённая судострои­тельная корпорация» было подписано соглашение по созданию­ кластера судостроения, базовой площадкой которого­ должен был стать Кронштадт. С момента этого события прошло 12 месяцев. В каком состоянии находится реализация данного­ соглашения­? Каков­ механизм данного объединения? С этими вопросами­ мы обратились­ к начальнику отдела маркетинга­ Комитета экономического…
Читать далее

XVI Международный форум «Российский промышленник» представил последние промышленные достижения

C 25 по 28 сентября 2012 года в выставочном комплексе «Ленэкспо» состоялся XVI Международный форум «Российский промышленник» совместно с V Петербургским международным инновационным форумом. Форум «Российский промышленник» проводится ежегодно с 1997 года и является ведущим конгрессно-выставочным мероприятием Северо-Запада России. На церемонии открытия выступили губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, президент…
Читать далее

Многофункциональное судно-спасатель катамаранного типа как платформа кораблей будущего

Суда и корабли многокорпусных схем давно доказали своё право на существование, но до относительно недавнего времени области их использования были весьма ограниченны. Катамараны стали весьма популярной схемой для яхт, рыболовецких и вспомогательных судов малого тоннажа и фактически стандартом для скоростных катеров и паромов. Использование катамаранной схемы для судов общего назначения и боевых кораблей оставалось делом…
Читать далее

Пока дышу – надеюсь… Dum spiro spero…

В 2001 году перед ВМФ РФ встал выбор: какое решение принять и по какому пути пойти в развитии водолазного снаряжения? Создавать свое снаряжение взамен СЛВИ-71 (с аппаратом изолирующим дыхательным ИДА-71У) и ВСП (с аппаратом изолирующим дыхательным ИДА-71П) или закупать импортное? В результате анализа импортной техники, отечественных производителей, их кооперации, доступа к передовым технологиям проектирования и…
Читать далее

Геологоразведка ждет капитанов

В советский период специалисты ЦМКБ «Алмаз» проектировали все катера и корабли на воздушной подушке (КВП), которые предназначались для ВМФ: «Скат», «Кальмар» и «Джейран», а также самый большой в мире десантный корабль – «Зубр». О том, каково нынешнее положение дел в этой отрасли, рассказывают главный конструктор кораблей и судов на воздушной подушке ЦМКБ «Алмаз» Дмитрий Цымляков…
Читать далее

Система комплексной безопасности морских инженерных сооружений нефтегазовой отрасли

Поводы для беспокойства В последние годы объекты нефтегазовой отрасли (добывающие и перерабатывающие платформы, перевозящие нефтепродукты и природный газ танкеры, береговые объекты инфраструктуры, в том числе нефтеперерабатывающие заводы, отгрузочные причалы-терминалы и т.д.) нередко становились фигурантами лент новостных агентств. В основном новостными поводами служили акции протестующих общественных активистов и «экологических» радикалов. С другой стороны, фото- и видеоизображения…
Читать далее

Партнеры