Крылатая ракета большой дальности 

Х-101 разработана в МКБ "Радуга". Ракета выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной (Х-101) и с ядерной (Х-102) боевыми частями. Предположительно разработка ракеты начата в 1984 г. и завершена к 1995 г.

Испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ.

Первое боевое применение ракет Х-101 состоялось 17 ноября 2015 г. ракеты применялись с самолетов-носителей Ту-160 по целям в Сирии.

20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности.

Подвеска ракеты Х-101 под бомбардировщик Ту-160 ВВС России, 2015 г.  (Минобороны РФ)

Подвеска ракеты Х-101 под бомбардировщик Ту-160 ВВС России, 2015 г.  (Минобороны РФ)

 

 

Х-101 в ВВС России

В течение 2015-2017 г.г. ракеты применялись по целям в Сирии самолетами Дальней Авиации ВВС России Ту-160 и Ту-95МСМ, которые и являются штатными носителями этих ракет на 2015-2020 г.г.

Конструкция ракеты

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным раскрывающимся после пуска крылом. Крылья в транспортном положении сложены под фюзеляжем от центральной части в сторону хвоста. В хвостовой части фюзеляжа раздвижной кок. Аэродинамические рули ракеты и двигатель приводятся в рабочее положение при пуске (двигатель выдвигается из фюзеляжа и фиксируется на пилоне).

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив ежемесячную или ежегодную подписку на онлайн-издание НОЗС.

Подписка дает неограниченный доступ ко всем экспертным и аналитическим материалам на сайте.

Партнеры