Ракета "воздух-воздух" большой дальности действия
Р-33 / К-33 разработана ГосМКБ "Вымпел" под руководством заместителя главного конструктора КБ В. В. Журавлева и ведущего конструктора и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю. К. Захарова. первоначально предполагалась разработка нескольких вариантов ракет с разными типами систем наведения. Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. - первоначально ракета имела аэродинамическую схему "утка" и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта - с многофункциональной головкой самонаведения (ГСН) МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.
Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33. Программа автономных испытаний ракет была завершена в том же 1974 г. В 1975 г. начата программа испытательных пусков ракеты К-33 с самолета МиГ-25П-10.
Первый пуск ракеты К-33 с самолета МиГ-31 в переднюю полусферу по самолету-мишени МиГ-17 был выполнен 26 марта 1977 г. и завершился прямым попаданием. Всего в течение 1977 года проведено 32 пуска. Государственные испытания комплекса перехвата начались в марте 1979 г. Ракета К-33 принята на вооружение ВВС СССР в составе комплекса перехвата МиГ-31-33 с РЛС "Заслон" Постановлением Совмина СССР №436-132 от 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33.
Западное наименование ракеты Р-33 / К-33 - AA-9 AMOS.
Самолеты-носители ракет Р-33 в ВВС России
Ракеты Р-33 являются основным вооружением дальних истребителей-перехватчиков МиГ-31. Основная задача комплекса перехвата МиГ-31-33 в советское время - ПВО дальних рубежей территории СССР от массированного авиационного нападения с использованием крылатых ракет воздушного базирования.
МиГ-31 несет 4 ракеты Р-33 под фюзеляжем в полуутопленном положении. Запуск ракет осуществляется со встроенной под фюзеляжем в корпус самолета установки АКУ-33 (авиационная катапультная установка).
Конструкция ракеты
Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения с большой хордой, верхняя пара рулей складывается при подвеске под самолет носитель. Корпус ракеты малого удлинения и большого диаметра обеспечивает размещение ракет под фюзеляжем носителя в два ряда (по длине) и обеспечивает размещение антенны головки самонаведения (ГСН) большого диаметра.
ТТХ ракеты Р-33
Длина - 4250 мм Диаметр корпуса - 380 мм Размах крыла – 900 мм Размах стабилизаторов – 1180 мм Масса – 480 кг Масса боевой части – 47 кг Дальность действия: - 2,5 км (минимальная) - до 120 км Скорость полета - 3.5 М Высота полета поражаемых целей - 20 - 28000 м Перегрузка маневрирующей цели - до 8 G
Боевое оснащение
Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями.
Система управления и наведение
Система управления ракетой МФБУ-410 (многофункциональный блок управления) инерциальная с радиокоррекцией на маршевом участке и всеракурсныи полуактивным радиолокационным наведением на конечном участке траектории.
Модификации:
К-33 / "изделие 410" - наименование проекта и ракеты до принятия на вооружение.
ГВМ-410 - габаритно-весовой макет ракеты К-33 ("изделие 410").
Р-33 / "изделие 410" (1981 г.) - базовый вариант ракеты.
Р-33С / "изделие 420" (1990 г.) - модернизированный серийный вариант ракеты для комплекса вооружения МиГ-31Б, ракета оснащена активной радиолокационной ГСН с БЦВМ.
Р-33Э - экспортный вариант ракеты. Технически полностью идентичен ракете Р-33.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"