Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Беспилотная Поднебесная: что показал Пекин на AirShow China 2022

Китайская Народная Республика продемонстрировала достижения в области пилотируемой и беспилотной авиации и техники на ежегодном международном аэрокосмическом салоне Airshow China 2022. На мероприятии показали как новые образцы техники, так и те, что ранее уже представляли публике. Особое место среди представляемой техники ожидаемо заняли беспилотные аппараты. 

Свою долю внимания получили и пилотируемые машины. Истребитель 5-го поколения J-20, уже знакомый по предыдущим выставкам и салонам, стал одним из главных объектов притяжения посетителей выставки. Это объясняется тем, что впервые истребитель был помещен на статическую стоянку, где посетители смогли рассмотреть машину вблизи. Это позволило фотографам получить изображения самолета лучшего качества, и профильные эксперты уже делятся новыми наблюдениями. Они отмечают рост качества и «сокращение разрыва между Китаем и США в производстве малозаметных машин».

Старший научный сотрудник по авиационной энергетике и технологиям в британском аналитическом центре Royal United Services Institute Джастин Бронк сказал: «Снимки деталей поверхности показывают, насколько продвинулась китайская авиастроительная промышленность в области допусков к производству и контроля качества».

Продемонстрировали и новые самолеты, среди которых перспективный заправщик YY-20 и модернизированный вариант самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500, имеющий возможность дозаправки в полете. Последний уже поставляется в авиационную бригаду ДРЛО ВВС Западного командования НОАК с целью повышения ситуационной осведомленности на китайско-индийской границе.

И все же большая часть мероприятия была посвящена беспилотным системам. Китай активно развивает беспилотное направление – разрабатывает и выпускает БПЛА различных классов и назначения. На салоне презентовали новый тяжелый БПЛА серии Wing Loong. Новый дрон WL-3 имеет большие, по сравнению с предыдущими, взлетную массу и размеры. Аппарат оснащен турбовинтовым двигателем и может находиться в воздухе до 40 часов, дальность его полета составляет порядка 10 тыс. км. Во внутреннем грузовом отсеке помещается до 300 кг груза, на внешней подвеске – до 2 тонн.  По данным China Daily, Wing Loong 3 с размахом крыльев 24 м может нести до 16 единиц вооружения.

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация представила модель собственного «верного ведомого», получившую обозначение FH-97A, которая практически идентична беспилотному аппарату Boeing MQ-28 Ghost Bat, разработанному в Австралии. В отличие от Boeing, FH-97A оснащен двумя двигателями. Он также оснащен электрооптической системой наведения на верхней части фюзеляжа, что позволяет предположить, что БПЛА в первую очередь ориентирован на борьбу с воздушными целями. Предполагается, что дроны будут сопровождать истребитель J-20.

Еще одним любопытным выставленным образцом стал БПЛА MD-22, на салоне был продемонстрирован макет. БПЛА позиционируется как многоразовая платформа для проведения исследований в аэрокосмической сфере. Аппарат весит около 4,5 тонн и способен нести 600 кг полезной нагрузки, заявленная дальность – до 8 тысяч километров.

Также на Airshow China показали новые авиационные двигатели, компания Shenyang продемонстрировала 5 версий турбореактивного двигателя WS-10 с различными наборами характеристик. Двигателестроительная корпорация AECC впервые показала турбовентиляторный двигатель AEF1300, разработанный для пассажирских и транспортных самолетов.

Но не воздухом единым, на выставке показали и другие беспилотные аппараты – подводные. Эксперты считают, что беспилотные морские платформы могу стать эффективным средством для ведения разведывательной деятельности и нанесения высокоточных ударов. Подводное направление также развивается в китайском оборонном производстве, на выставке китайские производители представили ряд БПА, предназначенных для различных задач.

Продемонстрировали БПА Haishen 6000, способный погружаться на глубину до 6000 метров. Аппарат предназначен для обнаружения мин и отклонения активных торпед. Также для целей разминирования представили дистанционно управляемый БПА EA63, размещаемый на кораблях.

Haishen 6000

Были продемонстрированы ещё два беспилотных корабля береговой обороны L30 Watcher и M75 Protector. L30 Watcher в длину 7,5 м, в ширину — 2,6 м, имеет максимальную скорость 35 узлов, дальность плавания до 220 морских миль. Он предназначен для ведения разведки, наблюдения, борьбы с терроризмом, контрабандой и проведения аварийно-спасательных работ. Меньший по размерам M75 предполагается использовать для перевозки грузов и патрулирования нефтепроводов.

Вышеописанное – лишь часть выставленных на China Airshow образцов техники и оборудования, но они позволяют сделать вывод о наличии интереса и заметного прогресса Поднебесной в развитии беспилотных технологий различного спектра. Разумеется, часть из представленного – это макеты и опытные образцы, не все из которых уйдут в серийное производство, однако демонстрация таких технологий свидетельствует о том, что Китай уверенно движется в направлении сокращения технологического отставания в области беспилотных технологий.

 

Источники: China Daily, Flight Global, Defense News