Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Визит Макрона в Китай: стратегическая автономия или экономический прагматизм?

Президент Франции Эммануэль Макрон с 5 по 7 апреля посетил КНР с официальным визитом. Этот визит стал первым за четыре года и прошел в преддверии 60-летия установления дипломатических отношений между странами. Основными направлениями диалога стали экономика, безопасность, отношения в области науки и культуры.

 

 

В отличие от многих стран Европы, а главное – США, в отношениях Китая и Франции в последние годы активно развивалось экономическое сотрудничество, а также диалог в формате стратегического партнерства, которые замедлились в связи с пандемией. В последние годы две страны активно развивают торговые, инвестиционные и инновационные связи, а также сотрудничают в области сельского хозяйства, энергетики и цифровой экономики. Франция выстцпакт третьим по величине торговым партнером Китая в Европе, а Китай – одним из крупнейших инвесторов во Францию. По данным китайского Министерства коммерции, на конец 2020 года китайские компании инвестировали в страну 8,5 миллиарда долларов США.

Франция и Китай продолжают реализовывать экономические проекты в разных сферах. Например, в космической области страны сотрудничают по программе SWOT (Surface Water and Ocean Topography), в рамках которой в декабре 2022 года был запущен спутник для изучения поверхностных вод и топографии мирового океана. Продолжается сотрудничество в области энергетики.  Так, Франция и Китай совместно строят реактор EPR (European Pressurized Reactor) в Тайшане, который должен стать самым мощным в мире.

АЭС «Тайшань» на основе энергоблока European Pressurized Reactor

В сфере продовольствия Франция экспортирует в Китай мясо, молочные продукты, вино и другие агропродукты. В области транспорта и инфраструктуры Франция участвует в ряде проектов, связанных с инициативой «Один пояс — один путь», таких как строительство линии скоростного железнодорожного сообщения между Пекином и Шанхаем, модернизация порта Джибути и развитие железнодорожной сети в Африке.

Хотя недавно между странами и возникали противоречия, например, после признания парламентом Франции геноцида в отношении уйгурского меньшинства, визит как будто призван продемонстрировать стремление обеих сторон к диалогу. По его итогам последовали довольно эмоциональные заявления. Так, например, министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил, что «Франция отказалась конфликтовать с Китаем ради США». Как отмечали американские СМИ, в ходе визита руководство коммунистической партии Китая (КПК) демонстративно играло на контрасте между подчеркнутым уважением к президенту Франции и равнодушием или даже пренебрежением к параллельному визиту председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Таким образом, Китай, вероятно, выражал неприятие напористой политики евробюрократии Брюсселя, ранее прямо призывавшего Пекин «определить отношение к справедливому миру в Украине». 

На практике, как и ожидалось, основой рабочей повестки стран стало вновь экономическое взаимодействие. В ходе визита были подписаны несколько соглашений между китайскими и французскими компаниями, такими как Airbus, Électricité de France и другими. Кроме энергетики и авиации, стороны договорились о сотрудничестве в области фармацевтики, мирной атомной промышленности.

Отдельной темой, отраженной в том числе в совместной декларации, стали проблемы экологии и развивающихся стран. Если в первом случае и Франция, и Китай в последние годы начинают обретать сходные цели, так или иначе связанные с защитой окружающей среды и зеленым переходом, то в случае борьбы с глобальным неравенством ситуация несколько сложнее. Помощь в целях развития и в целом взаимодействие с развивающимися странами – один из инструментов распространения страной своего влияния. Китай и Франция сегодня находятся по этому вопросу в конкуренции, особенно в Африке, часть которой, несмотря на традиционную благосклонность к Франции в силу колониального прошлого, все больше склоняется в сторону Китая.

Впрочем, блок совместной декларации, посвященный безопасности, также оказался обширным. Стороны подчеркнули, что придерживаются принципов содействия глобальной безопасности и стабильности, в том числе в вопросах нераспространения ядерного оружия (например, в приверженности ДНЯО, недопустимости атак на атомные электростанции). Также было подчеркнуто, что стороны поддержат «любые усилия по восстановлению мира в Украине на основе международного права», что особенно актуально в связи с недавней публикацией китайского плана по урегулированию конфликта. Франция не оставляет попыток выступить в качестве медиатора конфликта в Украине, а Китай, предполагается, может оказывать влияние на российскую позицию.

Истребители Mirage 2000 ВВС Тайваня

Визит в Китай стал и очередной попыткой подчеркнуть независимость Европы в своих решениях, что выразилось в обсуждении проблемы Тайваня. Политику Франции в отношении Тайваня в последние годы сложно назвать прокитайской, особенно со стороны законодательной власти, представители которой не только посещали Тайвань, но и оказывали ему всяческую поддержку (например, поддержали членство Тайваня в международных организациях). В 1990-е гг. Франция активно поставляла тяжелое вооружение на остров, в частности, истребители Mirage 2000 и фрегаты УРО.  В 2018 г. между Пекином и Парижем даже возник конфликт на почве отношения к Тайваню, когда французский корабль пересек Тайваньский пролив.

Но в ходе визита Макрон заявил, что европейцы не должны «ввязываться в кризисы, которые нам [европейцам] не принадлежат», а также слепо следовать за США (впрочем, как и за реакцией Китая). Подобные заявления хорошо укладываются в логику «стратегической автономии», к которой стремится Франция.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.