RAND Corporation: для эффективности CAATSA нужен гибкий подход к противодействию России

Американский исследовательский центр RAND Corporation выпустил доклад о влиянии экономических санкций на российский оружейный экспорт. Авторы исследования оценили эффективность санкций как инструмента давления на третьи страны в целях сокращения экспорта вооружений из России, а также проанализировали, готовы ли страны к обсуждению закупки альтернатив российской военной продукции.

Читайте нас на:  

Доклад составлен на основе анализа 65 потенциальных и состоявшихся сделок по поставке ВВСТ Россией в 33 страны за период с июля 2017 по май 2021 года. Авторы документа признают, что точно измерить степень воздействия санкций на экспорт российских ВВСТ не представляется возможным, однако приводят случаи, когда сдерживающий эффект, по их мнению, оказал влияние на окончательное решение потенциальных покупателей.

В докладе рассмотрены случаи сделок, состоявшихся вопреки возможным последствиям применения закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), на примере Турции и Индии.

Турция – член НАТО, и США неоднократно предостерегали Анкару от оружейных контрактов с Россий. После закупки Турцией зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» её исключили из программы создания истребителей F-35, в рамках которой Турция участвовала в производстве более 900 компонентов для F-35, а также брала на себя обязательство купить таких 100 самолетов.  По мнению экспертов RAND, выход из проекта привёл к сокращению рабочих мест и увольнению сотрудников промышленного комплекса в Турции, создало необходимость в поиске альтернативы F-35, а также усложнило экспорт вертолетов турецкого производства T129 ATAK - ввиду использования в его конструкции американского двигателя.

Эти факторы в сумме с растущими темпами турецко-украинского сотрудничества, по мнению авторов доклада, способны подтолкнуть Турцию к отказу от российских ВВСТ по причине появления альтернативного источника необходимых компонентов и оборудования в лице Украины. При выборе такой альтернативы на Турцию также снизится политическое давление и появится возможность нарастить сотрудничество с западными партнерами, что делает эту опцию привлекательной для Анкары.

Военно-техническое сотрудничество России и Индии авторы доклада называют более крепким и объясняют это наличием совместных проектов по разработке и производству ВВСТ, длительным опытом сотрудничества и наличием у Индии постоянных угроз, исходящих от Китая и Пакистана. Эксперты RAND предполагают, что принуждение Индии к отказу от сотрудничества с Россией станет для США сложной задачей.

Реализация такого сценария, по мнению аналитиков RAND, возможна при наличии серьезной информационно-пропагандисткой работы со стороны США и обеспечении конкурентной цены. Однако развитие по этому сценарию представляется маловероятным, поскольку Индия имеет сформулированную позицию по этому вопросу. Её  четко выразил Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма: «Что касается сотрудничества в области обороны, Индия является независимой страной, мы принимаем решения по каждому вопросу, исходя из его целесообразности, и я уверен, что и Россия, и Соединенные Штаты уважают тот факт, что Индия принимает такие решения в своих собственных интересах».

В качестве кейсов, когда санкции CAATSA оказались эффективными, эксперты RAND рассматривают несостоявшуюся сделку с Индонезией по покупке Cy-35, обсуждаемую с 2018 года, частично реализованную поставку Ми-35 в Нигерию, приостановившуюся из-за введения санкций против РФ, а также нерешительный интерес к С-400 на Ближнем Востоке.

В докладе описаны российские меры противодействия американским санкциям, среди которых бартер и упрощенные условия закупки, сосредоточение на партнерах, имеющих сложные отношения или находящихся в конфронтации с западными странами, совместное производство и передача технологий, заключение сделок в национальных валютах.

Основными рекомендациями для поддержания эффективности CAATSA авторы доклада считают более гибкий подход к противодействию России: на смену «запугивающим» санкциям должны прийти пропорциональное давление на российских партнеров, привлечение их к закупкам ВВСТ производства США, а также поддержание и усиление продвигаемого США агрессивного образа России.

Оценивая российский оружейный экспорт, авторы доклада пришли к выводу, что основной доход в нём приходится на поставки истребителей Су-27 и Су-35, вертолетов Ми-8 и Ми-17, ракет класса «земля-воздух», систем ПВО малой дальности «Панцирь С-1» и ЗРК С-300/400. Важную часть экспорта составляют дизельные и атомные подводные лодки, военные корабли классов «фрегат» и «корвет», а также широкий спектр стрелкового оружия, ракетной и ствольной артиллерии, боевой бронетехники.

Авторы доклада рассматривают экспорт российских ВВСТ как инструмент расширения влияния, отмечая главным преимуществом российских ВВСТ их стоимость. В связи с этим эксперты RAND рекомендуют обратить особое внимание на африканские страны, где ограниченные военные бюджеты делают российские предложения более привлекательными по сравнению с продукцией западных стран.

Основными партнерами России авторы называют страны, значительная часть арсенала которых состоит из ВВСТ, произведенных в СССР или в России. В связи длительным сроком службы ВВСТ, их эксплуатация и техническое обслуживание также предполагает длительное сотрудничество с поставщиком. Эксперты RAND предполагают, что страны, вооруженные зарубежными аналогами, не будут склонны к военному сотрудничеству с Россией, пока имеются конкурентные альтернативы российским предложениям.

Партнеры