Многоцелевой истребитель
Chengdu FC-1 / JF-17 Thunder - легкий однодвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения. Самолет производится совместно Пакистанским Авиастроительным Комплексом (PAC) и китайской корпорацией Chengdu Aircraft Corporation (CAC). Самолет создавался в качестве замены боевых самолётов третьего поколения типа A-5C , F-7P/PG , Mirage III и Mirage 5 для ВВС Пакистана .
Пакистанское обозначение «JF-17» означает «Joint Fighter-17». Китайское обозначение «FC-1» для экспортного самолета означает «Fighter China-1».
Присоединитесь к телеграм-каналу «НОЗС» и читайте статьи «Каталога вооружений» без ограничений! Чтобы получить полный доступ ко всем закрытым статьям сайта DFNC.RU, оформите подписку. Ознакомиться с тарифами можно по ссылке.

JF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2017 г. (https://en.wikipedia.org/)
Программа разработки самолета JF-17 Thunder при финансовой поддержке Пакистана стартовала в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Самолет создавался на базе выпускавшегося в КНР истребителя типа МиГ-21. JF-17 оснащен двигателем РД-93 российского производства и в проработке проекта принимало участие российское КБ МиГ.
Выкатка первого летного экземпляра FC-1 состоялась 31 мая 2003 года, а 25 августа самолет выполнил два технических полета. Официальный первый полет самолет совершил 3 сентября 2003 г. Тогда же он получил наименование JF-17 (Joint Fighter-17).
7 марта 2009 года компании PAC и CAC заключили контракт о начале совместного серийного производства 42 истребителей JF-17 первой серии Block 1. На первом этапе ВВС Пакистана получили 8 JF-17, произведённых в КНР. К августу 2011 года уже в Пакистане было произведено 26 JF-17 на совместном предприятии компаний CAC и PAC (Pakistan Aeronautical Complex) в пакистанском городе Камра. В мае 2011 г. стало известно, что согласованы поставки ВВС Пакистана второй партии из 50 машин модификации Block 2. По состоянию на конец октября 2013 года в Пакистане было произведено уже 42 самолета JF-17. В перспективе, число истребителей JF-17 на вооружении ВВС Пакистана будет увеличено до 250 единиц.
В 2014 году принято решение начать поставки истребителей на экспорт.

JF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2019 г. (https://en.wikipedia.org/)
Модификации самолета JF-17 Thunder:
-
JF-17 Block 1 — первый одноместный истребитель JF-17. Производство самолета велось в Китае с июня 2006 года и в Пакистане — с 2007 года. Первыми системами вооружений, которые получил самолет стали ракеты «воздух-воздух» PL-5E II AAM, SD-10 AAM и противокорабельная ракета C-802AK . Самолет Block 1 показал себя «лучше, чем ожидалось», по словам командира ВВС Пакистана Джунаида. Всего выпущено 50 ед. Стоимость Block 1 JF-17 составляет приблизительно 15 миллионов долларов США за единицу.
-
JF-17 Block 2 — одноместный истребитель, вторая улучшенная версия. Сборка самолета начата 18 декабря 2013 года. 9 февраля 2015 года самолет вышел на испытания. В конструкции Block 2 используют композиты в планере для снижения веса, появилась возможность дозаправки в воздухе, улучшены возможности РЛС и обновлена авионика. У модели выше грузоподъемность и лучше возможности по работе оборудования в условиях помех и РЭБ. Первые 16 самолетов Block 2 произведены в декабре 2015 года, что позволило сформировать 4-ю эскадрилью JF-17 ВВС Пакистана. Стоимость одного самолета JF-17 Block 2 составляет около 25 миллионов долларов США.
-
JF-17B Block 2 — двухместный вариант JF-17 Block 2. Первый полет самолет выполнил в Чэнду, Китай, 27 апреля 2017 г. Серийное производство в Китае и Пакистане с 2018 по 2020 г. Всего построено 26 самолетов. Самолет может использоваться как учебно-тренировочный, учебно-боевой, в качестве штурмовика и разведывательного самолета. В киле JF-17B размещен дополнительный топливный бак. JF-17B Block 2 оснащены обновленной РЛС NRIET/CETC KLJ-7A с активным электронным сканированием (AESA) с воздушным охлаждением (производится по лицензии на заводе по производству авионики (APF) в PAC, Камра.
-
JF-17C Block 3 — обновленный одноместный истребитель. Первый полет выполнил в Чэнду, Китай, 15 декабря 2019 года. По состоянию на декабрь 2020 года летные испытания прошли два прототипа: один в Китае, другой в Пакистане. Серийное производство началось в PAC Kamra 30 декабря 2020 года. Ожидается, что самолет получит улучшенное оборудование - РЛС NRIET/CETC KLJ-7A с активным электронным сканированием (AESA), цифровую систему управления полетом, инфракрасную систему поиска и сопровождения (IRST), нашлемную систему отображения и прицеливания (HMD/S), произведенную совместно Пакистаном и Китаем.
-
JF-17 Block 4 PFX-Alpha — находящаяся в стадии разработки версия JF-17 поколения 4.5+ в рамках программы PAC «PFX», где «PFX» означает «Экспериментальный истребитель Пакистана» . Программа JF-17 PFX-Alpha предполагает модернизацию JF-17 до уровня, превосходящего возможности варианта 4.5 поколения JF-17 Block 3.

JF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2015 г. (https://en.wikipedia.org/)
Экспорт и операторы:
Пакистан - по состоянию на 2023 г. 161 ед. разных модификаций.
Азербайджан - по состоянию на 2024 г. заказано 40 ед. Поставка ожидается начиная с 2025 г.
Мьянма - по состоянию на 2024 г. 13 ед. поставлено 3 ед. ожидается.
Нигерия - в 2021 г. поставлено 3 самолета.
«Новый оборонный заказ. Стратегии»