Х-59 Овод   Х-59МК2   Х-32   Х-50 (Х-СД)   Х-101/Х-102   АК-130   АК-176   А-190   2С25 Спрут-СД   2С7 Пион   М-46   Д-30   МТ-12 Рапира   Проект 21631 Буян-М   Проект 23550 Арктика   Проект 22350   Проект 12322 Зубр   Проект 22160   С-70 Охотник-Б   Орлан-10   Альтиус-М   Орион   БМП-3   БПДМ 15Ц56М “Тайфун-М”   БМД-4 / БМД-4М   Ми-28Н   Ми-26   Ка-52   9К333 Верба   С-400 Триумф   9К338 Игла-С   9К317М Бук-М3   МиГ-35   Су-57 (ПАК ФА)   МиГ-31   Су-35   Янтарь-4К2М / 11Ф695М   ИС-МД / 14Ф11   ИС-МУ / 14Ф10   15П771 Авангард   РС-28 Сармат   РС-12М1 Тополь-М   РС-24 Ярс   РС-12М Тополь   РПК-6 Водопад   П-700 Гранит   3К-22 Циркон   П-1000 Вулкан   9К79-1 Точка-У   К-300 Бастион   Клавесин-2Р-ПМ   Проект 10831   Проект 955 Борей   Проект 636   Проект 885 Ясень   Проект 677 Лада   А-235   ПРС-1 / 53Т6   14Ц033 Нудоль   А-135   9К121М Вихрь-М   9К129 Корнет   Р-73 (РВВ-МД)   Р-77 (РВВ-СД)   Р-37 (РВВ-БД)   77Я6 Воронеж   55Ж6 Небо   А-100   Як-130   Бе-200   Ту-214Р   6П50 Корд   АН-94   Т-80БВ   Т-90   Т-14 Армата   АПР-2 Ястреб   53-65К   ВА-111 Шквал   Ан-124   Ил-76МД-90А   Ил-214 / МТА   Ил-112В   Ту-95МС   Ту-22М3   Ту-160   Су-34  

Учебно-боевой самолет 

Як-130 разработан ОКБ им. А.С.Яковлева, главный конструктор - Николай Долженков. Конкурс на создание современного учебно-боевого самолета объявлен ВВС СССР во второй половине 1980-х годов. В результате конкурса для проектирования были выбраны два проекта - Як-УТС / Як-130 и МиГ-АТ. Так же в конкурсе участвовали самолеты КБ Сухого С-54 и КБ Мясищева М-200. Проектирование самолета начато в 1991 г. и завершено в сентябре 1993 г. В том же 1993 г. к работам по проекту по финансовым причинам привлечена компания Aermacchi (Италия), которая на завершающем этапе разработки отошла от участия в проекте. 10 апреля 2002 г. Як-130 объявлен победителем конкурса на учебно-боевой самолет для ВВС России.

Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 г. в Раменском, пилот - Андрей Синицын. В 2003 г. начато производство двух прототипов Як-130. 30 апреля 2004 г. совершил первый полет первый прототип Як-130 производства авиазавода "Сокол" - второй летный Як-130. В апреле 2009 г. завершен первый этап государственных испытаний Як-130 с базовым составом вооружения. Государственные совместные испытания самолета завершены в 2009 г. - акт о завершении государственных испытаний подписан 25 декабря 2009 г. 

В 2008 г. начато серийное производство самолетов Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК "Иркут". Первые серийные Як-130 производства Иркутского авиазавода для ВВС России и Алжира совершили первые полеты в 2009 г. С февраля 2010 г. Як-130 поступают в ВВС России.

Летом 2011 г. появилась информация о прекращении производства Як-130 на авиазаводе "Сокол" и полном переводе производства для ВВС России на НПК "Иркут". Всего авиазаводом "Сокол" выпущено 12 Як-130, не считая первого летного прототипа. 7 декабря 2011 г. корпорация "Иркут" и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 55 Як-130 до конца 2015 г. 

 

Як-130 (http://www.mil.ru/)

 

Як-130 в ВВС России

По состоянию на начало 2018 г. в ВВС России не менее 95 учебно-боевых самолетов Як-130. В 2018 г. ожидается поступление в ВВС и в авиацию ВМФ еще не менее 30 самолетов.

Конструкция самолета

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с боковыми воздухозаборниками (закрываются на взлете и посадке для защиты от посторонних предметов) со среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Конструкция планера позволяет осуществлять устойчивый управляемый полет при углах атаки до 35-40 град. Шасси трехопорное с пневматиками низкого давления, обеспечивающее эксплуатацию на небольших грунтовых аэродромах. 

Двигательная установка

2 х ТРДД АИ-222-25 тягой по 2500 кг на максимале и 2200 кг на номинале.

ТТХ самолета

Экипаж - 2 чел
Длина - 11,49 м
Размах крыла - 9,84 м
Высота - 4,76 м
Колея шасси - 2530 мм
База шасси - 3945 мм

Масса взлетная - 10290 кг 
Масса взлетная нормальная - 7230 кг 
Масса пустого - 4600 кг
Тяговооруженность - 0,9 (при минимальной взлетной массе)
Масса топлива - 1750 кг (во внутренних баках)
Масса полезной нагрузки - 3000 кг 

Скорость максимальная - 1060 км/ч (на высоте)

Потолок практический - 12500 м

Дальность полета (без дозаправки):
◊ с ПТБ - 2300 км 
◊ без ПТБ - 1600 км

Разбег - 400 м
Пробег - 650 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 4,5-5,2 G 

 

Вариант подвески вооружения на внешний узлы подвески Як-130 (http://saidpvo.livejournal.com/)


Вооружение

Вооружение размещается на точках наружной подвески - 1 под фюзеляжем и 6 под крылом.
Варианты:
Универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 2 х 23-мм пушками и боекомплектом 250 снарядов;
Ракеты класса "воздух-воздух" типов Р-73 / РВВ-МД и Р-77 / РВВ-СД;
Неуправляемые ракеты в блоках НУР Б8М-1 с НУР С-8 и Б-13 с НУР С-13;
Так же самолет может нести обычные бомбы и 2 х 450 кг подвесные топливные баки.

Демонстрационный Як-130 в "фирменной" окраске (http://el-moino.livejournal.com/)

 

Оборудование

В каждой кабине расположены по три многофункциональных ЖК-дисплеях 15 х 20 см (6 х 8 дюймов). Кабины сформированы без использования механических приборов. В передней кабине имеется так же коллиматорный авиационный индикатор и нашлемная система целеуказания.Система управления самолетом электродистанционная цифровая комплексная - КСУ-130 с 4-х кратным резервированием, выполняющая функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющая перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.Катапультные кресла класса 0-0.

 

Модификации:

 

Як-130 - базовый образец учебно-боевого самолета для ВВС России и поставок на экспорт. 

Як-130К - проект корабельного учебно-боевого самолета. Работы над созданием такой модификации велись КБ Яковлева.


"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры