Вера в конкуренцию
Александра Григоренко,
главный редактор журнала
"Новый оборонный заказ. Стратегии"
Стремительный эволюционный виток развития оборонно-промышленного комплекса обусловлен плановым перевооружением российской армии в рамках ГПВ-2020. Бюджеты, выделяемые на оборонку, внушительные, требования высокие, контроль над расходованием государственных денег значительно жёстче. При скоростном росте отраслей ОПК быстро меняются и основные тренды, обозначенные правительством и принятые исполнителями гособоронзаказа как руководство к действию.
От вынужденного и потому несколько натянутого позитива лозунга импортозамещения был осуществлен плавный переход к последующим насущным задачам без отмены предыдущих. Замещение импорта эволюционировало в две ключевые идеи – диверсификацию военных производств и наращивание экспорта. Формирующаяся стратегия развития обусловлена в первую очередь экономической целесообразностью. Замещать импорт в некоторых отраслях будет нерационально, в первую очередь из-за отсутствия достаточных рынков сбыта, а курс на диверсификацию и развитие внешних рынков при успешной реализации даст необходимое наращивание объемов продаж.
«НИИ и КБ, входящие в ОПК, способны создавать подразделения для разработки технологий с последующей их продажей в гражданский сектор – под ключ, с лицензией, поставкой оборудования, проведением пусконаладочных и сервисных работ. Это даст не только дополнительные источники доходов, но и шлюз обмена технологиями между военным и гражданским сектором» (из выступления вице-премьера Дмитрия Рогозина на круглом столе «Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие – стратегия перемен»).
Насколько предприятия готовы к предложенной стратегии перемен и ожидаемому снижению госзаказа? К сожалению, многие руководители оборонных производств, в особенности старой формации, не верят в возможность высокотехнологичной диверсификации. Аргументы, как правило, используют следующие: денег на модернизацию и перепрофилирование нет, используемые технологии неприменимы для гражданских производств, и точка. Гособоронзаказ - это расписанные на годы вперед контракты с поступательным финансированием, очень удобно, но не имеет никакого отношения к бизнесу с его конкурентной средой и упрямыми законами рыночной экономики. Искать новые пути, вести переговоры с инвесторами, изучать маркетинговые стратегии, снижать издержки, применяя современные технологии бережливого производства, тем самым освобождать деньги и вкладывать их в разработку и запуск новых линий гражданской продукции – то есть работать в логике конкурентного рынка – многие просто не хотят, да и не умеют.
Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин:
«Нам предстоит разработать целую систему мотивационных механизмов для развития коллективов, которые заняты производством гражданской инновационной продукции, создать для оборонной промышленности и инновационной промышленности единое информационное методическое пространство, чтобы обеспечивать интеграцию производств и новых технологий при выпуске высокотехнологичной продукции гражданского назначения».