Развитие Северного морского пути – один из ключевых приоритетов российской арктической политики. Сегодня кратчайший водный маршрут, связывающий европейскую часть России с Дальним Востоком и полностью расположенный в территориальных водах страны, приобретает особую актуальность.
Как отмечают в «Росатоме» – единственном операторе судоходства по СМП, в сложившейся геополитической ситуации Севморпуть выступает «самой защищенной от внешнего воздействия морской коммуникацией, позволяющей реализовывать крупнейшие экономические проекты».
Ключевые показатели
Освоение логистического коридора в Арктике связано с решением задач по увеличению грузопотока и обеспечению круглогодичной навигации на протяжении всего маршрута, в том числе в его восточной части.
В августе Минтранс опубликовал обновленный паспорт Федерального проекта «Развитие Северного морского пути», уточнив в нем целевые показатели до 2024 года. Ожидается, что объем грузоперевозок по трассам СМП в 2024 году вырастет до 80 млн тонн в год, а круглогодичная навигация по всему пути станет доступна с зимнего сезона 2024–2025 годов. Грузопоток по СМП уже к 2030 году должен вырасти до 150 млн тонн. Непрерывное судоходство будут обеспечивать 13 ледоколов.
Такие амбициозные планы требуют четкой и слаженной работы – был утвержден план развития СМП, включающий порядка 150 мероприятий по созданию и модернизации инфраструктуры, ледокольного флота, грузовых и аварийно-спасательных судов, информационного обеспечения навигации, наиболее значимого судового комплектующего оборудования. На реализацию проектов будет направлено порядка 1,8 трлн рублей из разных источников.
В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов – как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас – обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов
Игорь Левитин, помощник президента РФ
Первым делом – ледоколы
Россия обладает уникальными компетенциями строительства ледоколов и единственным в мире атомным ледокольным флотом. Для успешной реализации стратегии развития СМП ожидается значительное масштабирование флота – до 2035 года планируется строительство 151 судна ледового класса, в том числе 10 ледоколов, 74 грузовых судов, 46 аварийно-спасательных судов, судов снабжения, обслуживания, гидрографии. Около трети из перечисленного уже строится.
В 2020 году в состав «Атомфлота» вошел головной ледокол проекта 22220 – «Арктика», в 2022 году – первый и второй серийные атомные ледоколы проекта 22220 «Сибирь» и «Урал». Сейчас на АО «Балтийский завод» ведется строительство еще двух ледоколов. В целях ускорения изготовления и поставки дорогостоящего оборудования с длительным производственным циклом Правительство РФ приняло решение об увеличении авансирования этих работ с 40 до 70%. Ожидается, что ледокол «Якутия» будет сдан в 2024 году, а «Чукотка» – в 2026.
Являясь партнером всех крупных судостроительных предприятий, ПСБ не остался в стороне и при решении одной из важнейших государственных задач по освоению Арктики для обеспечения бесперебойного и экономически эффективного судоходства по Северному морскому пути.
«Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка» осуществляется при непосредственной поддержке банка, – рассказал первый заместитель председателя ПСБ Олег Минаев, – вызовы, связанные с санкциями, стали стимулом для развития судостроения, в том числе в части производства комплектующих и агрегатов. Но вся промышленность, не исключая предприятия судостроения, сейчас успешно выстраивает новые логистические цепочки, налаживает производство отечественных аналогов и расширяет производство продукции для замещения санкционных позиций. Этот путь мы проходим вместе с предприятиями отрасли и оказываем им всестороннюю поддержку».
Суда проекта 22220 – двухосадочные, что позволяет им эффективно работать как на магистральных трассах СМП, так и в устьях рек. В связи с ожидаемым ростом грузопотока по СМП принято решение о расширении ледокольной группировки, в феврале текущего года подписан контракт на строительство пятого («Камчатка») и шестого («Сахалин») серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Сдать их планируется в 2028 и 2030 году.
Кроме того, «Балтийский завод» определен единственным исполнителем госконтракта на строительство к 2029 году уникального многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (проект 22770 – МСАТО), предназначенного для выполнения работ по перезарядке ядерных энергоустановок атомных ледоколов и плавучих сооружений.
На дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда» строится самый мощный в мире атомный ледокол проекта 10510 «Лидер», контракт по которому был подписан в 2020 году. Ледокол, не имеющий аналогов с технической точки зрения, обеспечит круглогодичную проводку судов по СМП при толщине льда более четырех метров. Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Кроме того, на ССК «Звезда» ведутся работы и по другим проектам усиленного ледового класса, в их числе суда снабжения, танкеры-челноки, танкеры-газовозы СПГ, танкеры-продуктовозы, исследовательские суда, способные осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения.
Проекты на земле и в космосе
Не менее важная составляющая – развитие портовой инфраструктуры. Правительством РФ поставлена задача сооружать необходимые мощности опережающими темпами. В 2022 году суммарная мощность морских портов в акватории СМП составила 32 млн тонн, к концу 2023 года показатель должен достичь 36 млн тонн, а в 2024 году – вырасти еще более чем на 26 млн тонн. За достижение этих показателей отвечает «Росатом» как инфраструктурный оператор СМП.
В планах – строительство терминала СПГ и газового конденсата, нефтеналивного, угольного терминалов, береговых и гидротехнических сооружений для Биамского месторождения, морских перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для транзитных перевозок во Владивостоке, транспортно-логистического узла на Сахалине, баз бункеровки и техобслуживания в портах Тикси и Диксон, а также развитие транспортных узлов Архангельска и Мурманска.
Среди прочих работ, обеспечивающих безопасность судоходства, – съемка рельефа дна акватории СМП, обновление карты глубоководных путей по всей протяженности трассы, создание арктической спутниковой группировки для гидрометеорологического и навигационного сопровождения, а также цифровой экосистемы СМП, аккумулирующей все цифровые сервисы, предоставляемые судам в акватории Севморпути.
Все проекты на СМП развиваются, может быть, даже более высокими темпами, чем мы планировали. Мы проводим в связи с этим дополнительный анализ потребностей в ледокольном обеспечении после 2024 года, после 2030 года, и видим очень серьезный рост по всем трем направлениям: это собственно ледокольное сопровождение наших экспортных проектов – нефтяных, газовых, угольных, металлургических; это увеличение каботажа внутреннего, то есть перевозов внутри нашей огромной страны, внутри территории, по Северному морскому пути; и мы рассчитываем на большое добавление по транзиту. Известные события в Суэцком канале, вообще рост мировой торговли, несмотря на все сложности, говорят о необходимости альтернативных путей.
Алексей Лихачев, глава ГК «Росатом»
Транзит и Северный завоз
Рост грузопотока по арктической магистрали ожидается и за счет транзитных перевозок. Еще в 2019 году «Росатом» инициировал проект СМТК – Северный морской транзитный коридор, альтернативное предложение на рынке логистических услуг. Предполагалось, что этот маршрут как кратчайший для транзита между Европой и странами АТР составит конкуренцию Суэцкому каналу.
На сегодняшний день объем транзитных перевозок по акватории СМП остается несущественным, но ожидается его увеличение – интерес к судоходству по СМП проявляет Китай. Кроме того, в текущих условиях маршрут стал шире использоваться для доставки грузов из России в страны АТР и ЮВА. Одним из факторов повышения интереса к арктической магистрали называют формирование конкурентоспособных тарифов на услуги по ледокольной проводке, в том числе с использованием субсидирования. Соответствующая концепция тарифообразования будет рассмотрена в Правительстве РФ в декабре 2024 года.
Развития СМП ждут и россияне, проживающие в районах Крайнего Севера и получающие доступ к жизненно важным товарам преимущественно через механизм Северного завоза. Федеральный закон о Северном завозе принят в августе 2023 года и вступает в силу в апреле 2024 года. Ожидается, что его исполнение позволит сократить сроки доставки товаров на 25% и снизить их стоимость для конечного потребителя на 20%.
Из примерно 3 млн тонн грузов Северного завоза 80% приходится на Якутию, Чукотку, Камчатский край и Магаданскую область. В 2023 году впервые весь объем груза для арктических районов Якутии был доставлен по трассам СМП. В тестовом режиме реализуется проект по развитию таких каботажных и контейнерных перевозок, позволяющий доставлять грузы в 11 портов на трассе Севморпути.
Ожидается дальнейшее увеличение грузовых рейсов по арктической магистрали. Так, по словам представителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, в 2024 году планируется совершить 1747 рейсов, в 2030-м – 3381, а в 2035-м – уже 3895 рейсов.
Это надежный морской маршрут, широко востребованный бизнесом и, конечно, людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке
Михаил Мишустин, премьер-министр РФ
Северный морской путь – стратегический для страны проект. Его развитие потребует существенных инвестиций – финансовых, технологических, интеллектуальных, необходимость которых для экономического будущего страны очевидна.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 6 (83), 2023 г., Санкт-Петербург