Колёса вместо гусениц

Ещё совсем недавно, каких-то пару-тройку лет назад, в Министерстве обороны всерьёз обсуждался вопрос о закупке для нужд российской армии военной и специальной техники для транспортировки личного состава и ведения разведки за рубежом. Соответственно, аналогичные предложения рассматривало руководство спецслужб и МЧС. А на одном из полигонов Минобороны даже прошли испытания итальянской машины «Чентауро» («Кентавр»), известной как «убийца танков». Собирать русифицированного «Кентавра» намеревались на конвейере КамАЗа.

Прощание с «Кентавром»

Итальянцы недаром прозвали «Чентауро» колёсным танком. Формально его классифицируют как боевую разведывательную машину, но мощное вооружение сделало его сопоставимым с основными боевыми танками. Корпус бронеавтомобиля сварен из стальных броневых листов, лобовая броня выдерживает попадание 20-мм снарядов, а бортовая и кормовая способны выдержать попадания пуль калибра 12,7 мм. Как и положено продукту высоких технологий, «Кентавр» оснащён целым комплексом электроники. Основу её составляет модульная система управления огнём (фирмы «Галилео»), в которую входят прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего.

В прицел командира интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещённости. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный прицел с встроенным лазерным дальномером, способный обнаруживать цели днём и ночью. Ночью инфракрасное изображение с прицела наводчика дублируется на специальном индикаторе, расположенном рядом с сиденьем командира. Их боевые посты оборудованы и целым комплексом перископических приборов наблюдения.

Официально «Кентавр» забраковал сам «генерал Мороз»: при –10 °C броневик завести не удалось, пришлось отогревать его в боксе. При остановках у него быстро замерзала эксплуатационная жидкость в гидравлических системах. Система обогрева внутреннего пространства не была рассчитана даже на 15-градусный мороз. А после выстрела из пушки поднявшаяся снежная пыль, частично растаяв, залепляла триплексы и окуляры приборов управления и наведения. Дворники очистить стёкла не смогли: омывающая жидкость также замерзала.

Впрочем, специалисты понимают, что значительная часть этих недостатков вполне устранимы. И у многих экспертов нет сомнения в том, что, останься Анатолий Сердюков на посту министра обороны, «Чентауро» был бы принят на вооружение. Это решение, по слухам, лоббировали также «Ростехнологии» и сам КамАЗ, где такое производство могло быть размещено в дополнение к автомобилю повышенной защищённости LMV «Рысь».

Альтернативой «Кентавру» всегда было среднее семейство колёсной бронетехники «Бумеранг» компаний «Группы ГАЗ». Первые образцы секретного «объекта» были представлены Мин­обороны в 2013 году, массовые поставки в Вооружённые силы должны начаться в 2015 году. Широкой публике перспективный бронетранспортёр будет представлен, скорее всего, на параде 9 мая уже в 2014 году.

На основе унифицированной платформы «Бумеранг» планируется создать бронетранспортёр, колёсную боевую машину пехоты, боевую машину с тяжёлым вооружением и другие машины. Двигатель расположен в передней части машины, что позволит осуществлять посадку и высадку десанта с кормы. БМП предполагается оснастить дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Эпоха», вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Боевой модуль может управляться как наводчиком, так и командиром машины. Более того, модуль, за счёт роботизации, способен сам следить за целью и самостоятельно вести её обстрел до полного уничтожения.

«Тигр»: от ОАЭ до Крыма

Пока же Вооружённые силы, МЧС и спецназ используют многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-2330 «Тигр», который производится на Арзамасском машиностроительном заводе. Напомним, что первоначально его заказчиком выступила фирма Bin Jabr Group Ltd (BJG) из Объединённых Арабских Эмиратов, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Конечным заказчиком была компания King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) из Иордании. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, однако контракт так и не был подписан.

Зато у ГАЗа оказался готовый к серийному производству армейский автомобиль, два опытных образца которого поступили в московский СОБР в опытную эксплуатацию уже в 2002 году. В результате машиной заинтересовалось руководство МВД РФ – оно и выступило заказчиком «Тигров». Подобная специальная полицейская машина предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия ФПС России.

В настоящее время серийно производятся следующие модели: ГАЗ-233034 – 3 класс защиты, ГАЗ-233036 – 5 класс защиты, ГАЗ-233014 «Тигр» – армейский вариант, КШМ Р-145БМА «Тигр» – командно-штабная машина и гражданский ГАЗ-233001 «Тигр» – внедорожник в небронированном корпусе. Военный автомобиль предназначен для перевозки людей и грузов по дорогам и бездорожью. Кузов автомобиля цельнометаллический с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку 4 человек и до 1500 кг груза. Корпус сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 или 7 мм.

С армейским «Тигром» связан недавний курьёзный случай, когда бронеавтомобиль врезался в междугородний троллейбус в Крыму. Инцидент произошёл на трассе Симферополь – Ялта у местечка Перевальное. Причина аварии – водитель не справился с управлением на высокой скорости в условиях извилистой дороги, не удержал тяжёлую машину и врезался в стоящий на остановке троллейбус. Что касается опыта военных водителей и их манеры езды, то с этим, как говорится, всё ясно – о них слагают не только анекдоты, но уже и песни: «Таксист опасен спереди, // Зевака-частник сзади, // Военного шофёра берегись со всех сторон!» Проблема в другом: пострадавшие в необычном ДТП оказались не только в гражданском троллейбусе (что естественно), но и в бронированной машине, имеющей противоминную защиту и, по идее, защиту от ударов и взрывов. В любом случае тут есть с чем ещё разбираться.

«Булат» и «Скорпион»

Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава. Класс броневой защиты – 6, а это значит, что он защищён от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Также бронеавтомобиль оснащается антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе КамАЗа с колёсной формулой 6 × 6. В передней части корпуса расположены 2 боковые двери (водителя и командира), ещё 2 двери – в кормовой части (распашные), а в крыше – 6 люков. По левому и правому бортам расположены многослойные бронестёкла со встроенными бойницами. Лобовое стекло – с электрообогревом. В кормовой части корпуса находятся двери с многослойными стёклами и бойницами. Вместимость – 10 членов экипажа. Кресла десанта – подвесные, со встроенными амортизационными устройствами, позволяющие снизить нагрузку на экипаж при подрыве автомобиля на мине. В носовой части бронеавтомобиля установлена лебёдка с тяговым усилием 7 т.

Для обеспечения комфортных условий работы экипажа бронеавтомобиль оснащается отопителем, кондиционером и системой вентиляции, а при необходимости – и фильтро-вентиляционной установкой. Для перевозки стрелкового оружия предусмотрены специальные крепления. Внутренние поверхности периметра и крыши обитаемого отделения бронекорпуса отделаны нетканым материалом. Для улучшения обзорности с места водителя возможна установка камеры заднего вида.

ЛША Б «Скорпион» – многоцелевой полноприводный автомобиль для транспортировки личного состава численностью до 8 человек, доставки грузов, ведения разведки, проведения специальных наземных операций, эвакуации и перевозки раненых, буксировки прицепов и вооружения, а также решения иных задач. Возможен монтаж систем фиксации для установки различных видов вооружения. Пригоден для эксплуатации по дорогам всех категорий и, что немаловажно, в любых климатических условиях. Оснащён полностью независимой подвеской, так что имеет ярко выраженные внедорожные качества. Бронированная версия: класс защиты – 5, опционно – 6А.

Роботизированные комплексы

Перевозка личного состава под защитой брони – задача, необходимая и сегодня, и завтра, да и, пожалуй, послезавтра. Наземные роботизированные (робототехнические) комплексы вряд ли смогут заменить человека не только в ближайшей, но и в среднесрочной перспективе. Однако уже сегодня без них не обойтись ни в военной ситуации, ни при эвакуации раненых, ни при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Достаточно вспомнить робототехнический комплекс разминирования MV-4 компании DOK-ING (Хорватия), миниатюрный робот-разведчик «Скаут» производства ООО «Интерспецтек», аэромобильный многофункциональный робототехнический комплекс компании Cobham с РТК «TeleMAX» и мобильный робот на базе инсектоморфного шасси компании EYERA (экспериментальная платформа для разработки боевого роботизированного стрелкового комплекса).

Так, хорватский робот предназначен для очистки местности от всех типов противопехотных мин, неразорвавшихся снарядов, а также прокладки проходов, расчистки завалов и растительности. Противопехотные мины уничтожаются воздействием традиционного цепного инструмента, который представляет собой набор цепей на валу из закалённой стали с молотками, прикреплёнными к свободному концу цепи. Во время проведения работ по разминированию вал вращается, молотки ударяют о землю, разбивая или активируя заложенные мины. Сила цепи с молотками рассчитана таким образом, чтобы при проходе через густую­ растительность­ они могли активировать мины, погружённые в почву на глубину до 32 см.

Робот-разведчик «Скаут» предназначен для визуальной разведки и конструктивно представляет собой ударопрочную самодвижущуюся конструкцию, в которую встроена широкоугольная видео­камера с инфракрасной подсветкой для работы в абсолютной темноте. Оператор по радиоканалу управляет движением робота, при этом, за счёт высокой мощности и отдельного привода на правое и левое колёса, устройство способно не только преодолевать препятствия, но и двигаться с большой скоростью. Немаловажно, что при движении робот практически не издает шума, а прочный корпус позволяет сбрасывать его с высоты до 10 м – и тут действительно проще использовать роботизированный комплекс, а не «пилотируемый» объект. Не говоря уже о том, что комплекс, управляемый человеком, находящимся на борту, попросту не может быть миниатюрным.

Борис Никонов

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры