Авиационное приборостроение: меньше, легче, надёжнее

13 долларов за грамм

Мечте известного варшавского купца и мецената Станислава Вокульского (реального человека, выведенного классиком в романе) о воздушных кораблях, построенных из металла легче воздуха, сбыться было не суждено, во всяком случае пока. Мы до сих пор летаем на аппаратах тяжелее воздуха – за исключением разве что воздушных шаров и дирижаблей, не получивших такого широкого распространения, как самолёты и вертолёты.

Однако с момента зарождения авиации инженеры и конструкторы старались сделать любое авиационное бортовое оборудование как можно более лёгким. Излишне напоминать, что дополнительный вес летательного аппарата – это далеко не лишние деньги, потраченные на горючее, а также не взятый на борт полезный груз.

Естественное стремление облегчить вес и уменьшить размеры бортовых приборов получило дополнительный импульс с началом космических исследований. К примеру, даже сейчас доставка одного грамма полезного веса на геостационарную орбиту с помощью мощной российской ракеты «Протон» стоит 13 долларов (т. е. 13 000 долларов за 1 кг).

В целом, учитывая развитие компьютерной техники и композитных материалов, эту задачу можно считать технически выполнимой. Более того, авиационные и космические технологии пришли в мир бытовой техники и электроники, сделав её компактной и лёгкой,– хотя, к сожалению, и не такой надёжной.

Практически все эти технологии можно также смело считать конверсионными: ни для кого не секрет, что и авиация, да и космические программы первоначально всегда имели военное значение. Изначально группа под руководством главного конструктора Сергея Королёва работала над выводом на орбиту ракет-носителей ядерного оружия – полёт человека в космос был своеобразным побочным эффектом мирного вооружённого противостояния.

Да и используемая сегодня ракета-носитель «Днепр» представляет собой не так уж и значительно доработанную межконтинентальную баллистическую ракету семейства Р-36М, известную под международными названиями РС-20 и SS-18 Satan. Эти ракеты считаются самым мощным компонентом российских стратегических ядерных сил, и вот они дополнительно получили «мирную» профессию.

Спутники двойного назначения

При запуске космических аппаратов существенную экономию бюджетных средств приносит их двойное назначение. Наиболее известные спутники двойного назначения – это аппараты, входящие в американскую навигационную систему GPS и российскую ГЛОНАСС. С помощью этих спутников можно не только определять координаты гражданских и военных объектов, прокладывать курс гражданских судов и военных кораблей, самолётов, автомобилей и танков. Эти системы используются для автоматического наведения на цель ракет и других управляемых систем высокоточного оружия. Их используют­ современные­ беспилотники и прочие ав­томатизированные и роботизированные системы.

Другой пример спутников двойного назначения – «Меридиан», серия космических аппаратов, предназначенных для обеспечения связи морских судов и самолётов ледовой разведки. Применяются эти системы в районах Северного морского пути – для связи с наземными станциями, а также для расширения сети станций спутниковой связи северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Устройства передвижной спутниковой системы связи, в свою очередь, помимо военного назначения нашли широкое применение в сфере грузоперевозок. Эта отрасль экономики всегда относилась к стратегическим, поэтому контроль за перемещением грузов, определение их местоположения, а также возможность передачи аварийных сигналов имеют огромное значение. Особенно в России с её огромными не­осво­енными пространствами и практически неразвитой (за пределами двух столиц и городов-миллионников) инфраструктурой телекоммуникаций.

Такие системы могут контролировать состояние нефте- и газопроводов (в том числе в полностью автоматическом режиме), также их используют для организации и проведения поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях. Так, в январе 2014 года глава МЧС РФ Владимир Пучков в интервью «Российской газете» отметил, что ГЛОНАСС используется сегодня в модернизированной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. С её помощью усилена система сейсмонаблюдений и предупреждений о цунами. А в горах Северного Кавказа с её помощью контролируется лавинная опасность.

Парашют не из золота

Безусловно относящимся к авиации и космосу, а также к продукции двойного назначения, является парашют. Кстати, в начале года исполнилось 142 года с момента его изобретения – дата далеко не круглая, однако позволяющая оценить долгий путь этого важного не только для лётчиков, десантников и космонавтов, но и для всего человечества изделия.

Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов, для безопасного спуска и приземления людей и грузов, а также для торможения летательных аппаратов при посадке. Последнее в полной мере относится и к космическим программам: все космические корабли – и одноразовые, и челноки – оснащены тормозными парашютами. Тормозные парашюты используют многие военные и транспортные самолёты, в своё время ими были оборудованы Ту-104 и ранние версии Ту-134.

Повышение спроса на парашюты в последнее время связано с ростом спортивной активности населения. Их закупают спортивные клубы и коммерческие компании, предоставляющие аналогичные услуги – возможность совершить прыжок с парашютом. Для кого-то это просто возможность пощекотать нервы, кто-то после первого прыжка «заболевает небом», но так или иначе эта услуга стала в последние десятилетия гораздо более доступной, нежели раньше, когда подобную возможность предоставлял только ДОСААФ – да и то, как известно, не всем желающим «с улицы». Каждая страна устанавливает свои стандарты и требования сертификации парашютов – вопрос их безопасного использования всегда был наиболее важным. Случай, произошедший в США уже в этом году,– когда из-за нераскрывшегося парашюта 16-летняя девушка упала с километровой высоты, обошёл СМИ всего мира только потому, что она чудом осталась жива. О случаях гибели парашютистов пишет обычно только местная пресса – да и то далеко не всегда.

Большинство запасных парашютов и ранцев в мире сертифицируются по американскому стандарту FAR TSO C23 (федеральные авиационные правила). Страны Евросоюза требуют сертификации по TSO, ETSO, JSTO или национальной программе сертификации для ранца, основного и запасного парашютов. В России сертификация спортивных парашютов – добровольная. Однако сертифицируется только парашютная система в сборе целиком, от одного производителя, а не её отдельные компоненты. А поскольку зарубежные производители предполагают модульный принцип сборки системы, ни одна из них на территории России не сертифицирована.

Впрочем, как считают независимые эксперты (статистика не опубликована), российские сертифицированные парашюты имеют больше случаев отказа, чем системы зарубежных производителей. Возможно, именно поэтому доля используемых зарубежных спортивных парашютов в последние годы постоянно растёт. Ну а военные и такие ведомства, как МЧС, разумеется, используют парашюты российских производителей, имеющие необходимые сертификаты.

Борис Никонов

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры