Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Робот приедет на «Патриоте»

В современном мире, где очень часто природные катастрофы влекут за собой­ техногенные и наоборот, как в условиях перенаселённых местностей­, так и в труднодоступных регионах, где сами спасатели и военные подвергаются опасности, производство современной техники, заменяющей или страхующей человека, а также средств защиты спасателей и спасаемых, приобретает всё большее значение.

Когда в марте 2011 года Японию постигли мощное землетрясение и цунами, а вследствие них – авария АЭС на Фукусиме, стало ясно, что существующей спасательной робототехники недостаточно, а сами роботы должны быть эффективнее. Это дало толчок к разработкам новых роботов-спасателей, которые должны максимально упростить поиски людей под завалами и в условиях водного затопления. Японское правительство выделило учёным $14 млн на разработку роботов третьего поколения.

Проект стартовал в апреле 2012 года. Он включает в себя три различных модификации роботов-спасателей. Это, во-первых, спецкостюм-экзоскелет, повышающий физические возможности человека-спасателя: симбиоз «человек – робот» может самостоятельно разгребать тяжёлые завалы и освобождать застрявших людей. Затем – сухопутный полноценный робот-спасатель, умеющий вести поисковые действия на местах рухнувших зданий, завалов и оползней. Третья модификация – робот, спасающий людей в завалах под водой.

Предыдущий опыт Японии, однако, тоже заслуживает внимания. Хорошо проявили себя роботы-спасатели Tmsuk Т-52 Enryu и Т-53 Enryu, KOHGA3. Есть робот-змея Snakebot, изобретенный Сатоси Тадокоро (Satoshi Tadokoro). «Змея» двигается благодаря нейлоновой щетине, управляемой при помощи специального мотора. Она преодолевает острые углы, взбирается по склону и сжимается, проходя через узкие щели. Камера передаёт спасателям снимки из зоны бедствия. Есть гусеничные роботы с разными функциями. Роботы-носилки могут во время транспортировки пострадавших контролировать кровоток и другие жизненно важные функции. Профессор Сигео Хиросэ (Shigeo Hirose) из Tokyo Institute of Technology разработал устройство, меняющее вид своих «ног». На неровной поверхности робот использует обычные «ноги», а на плоской земле меняет их на колеса для скорости. Робот The Quince из Chiba Institute of Technology находит пострадавшего по дыханию. У него четыре набора колес, оснащённых лестницами, и 6 электродвигателей, а также моторизованная «рука», способная открывать дверные ручки и держать предметы.

США также разрабатывают и внедряют роботов-спасателей. Многие модели зарекомендовали себя уже давно. Достаточно назвать робот BEAR (Battlefield Extraction Assist Robot) компании Vecna Robotics. Это один из лучших гуманоидов-спасателей. Он заменяет человека во время опасных операций по спасению людей во время стихийных бедствий. У BEAR есть две ступни на каждой «ноге», которые позволяют ему свободно двигаться.

В России также расширяется область применения робототехники. Принята программа по техническому перевооружению МЧС России на 2011–2015 годы, предусматривающая выделение 43 млрд рублей на новую технику и оснащение. Сообщается об уже поступивших в подразделения новых роботах, системах пожаротушения, мониторинга стихийных бедствий, средствах передвижения и так далее.

МЧС России приступило к созданию федеральной группировки пожарных и спасательных роботов для борьбы с особо опасными техногенными авариями и катастрофами. В докладе министерства говорится: «Для обеспечения оперативного развёртывания и использования робототехнических комплексов при ликвидации особо опасных аварий, пожаров и катастроф на территории РФ в настоящее время идут работы по созданию на базе ФГУ ВНИИПО МЧС России аэромобильной группировки пожарно-спасательных роботов федерального подчинения».

Еще возглавляя МЧС, Сергей Шойгу говорил, что российские роботы успешно использовались подразделениями, в частности, при разминировании местности в Сербии. Шойгу выражал надежду, что роботы будут востребованы Росатомом для объектов атомной энергетики, а также «будут применяться там, где есть потенциально опасные вещества и производства».

В апреле 2012 года на базе Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС России в Балашихе открылся Центр робототехники МЧС. Его цель – совершить прорыв на одном из приоритетнейших направлений в обеспечении безопасности населения страны.

Нельзя сказать, что до сих пор в этом направлении ничего не делалось. Так, подразделения МЧС используют робототехнические комплексы «Ель-4» и «Ель-10», которые могут тушить пожары в опасных условиях, в том числе при химическом и радиационном заражении, а также обезвреживать боеприпасы, не подвергая опасности жизни людей. Они управляются дистанционно на расстоянии 1,5–2 км.

В российских условиях затрудняющим работу спасателей фактором является бездорожье вкупе с большими расстояниями. Между зоной бедствия и какой-либо стационарной инфраструктурой для оказания помощи могут быть сотни и даже тысячи километров. Поэтому для транспортировки людей, грузов, тех же роботов нужны современные транспортные средства высокой проходимости.

6 сентября в Волгограде проводилась коллегия МЧС России. На ней был представлен образец для Территориального центра медицины катастроф – болотоход на колесном ходу. Болотоход поступил по федеральной программе «Безопасность дорожного движения» и стоит более 3 млн рублей. Кроме болот он преодолевает пески, снежные заносы и даже плавает, оснащён всей необходимой аппаратурой для оказания скорой медицинской помощи, в том числе дефибриллятором и дыхательной аппаратурой.

Подобный транспорт создаётся и на базе микроавтобусов. Широко используется продукция Ульяновского автозавода, выпускаемая в кузовном и бортовом типе. Разные модели микроавтобуса с высокой проходимостью могут быть оборудованы и боковыми дверями, и двухстворчатой задней дверью. Внутри размещаются от 10 до 12 пассажиров, водитель транспортного средства и до 1 тонны сопутствующего груза. Салон бывает отгороженным или вагонного типа. Санитарные автомобили УАЗ работают не только в России, но и поставляются в КНДР, где 80% ландшафта – гористая местность.

Есть в России и совсем новые разработки. В НИРФИ создан вездеход-амфибия – снегоболотоход «Тритон» на шинах сверхнизкого давления, но это производство пока не серийное. ФГБУ ВНИИПО МЧС провело совместно с компанией «СПС» конструкторские работы по созданию дистанционно управляемого гусеничного пожарного комплекса на базе бронированного гусеничного транспортёра МТЛБ-У в качестве машины пожаротушения и рукавно-насосной машины, на которых реализован режим дистанционного и экипажного управления. Система дистанционного управления (ДУ) предназначена для обеспечения дистанционного управления транспортными и технологическими операциями двух машин комплекса в безэкипажном режиме работы в условиях повышенного риска. Система ДУ обеспечивает самостоятельное выполнение машинами комплекса команд по управлению движением:

– запуск двигателя и подготовка к движению;

– трогание с места и разгон до заданной скорости (не более 30 км/ч);

– изменение направления и скорости во время движения;

– торможение и остановка, в том числе аварийная в случае возникновения нештатных ситуаций.

ДУ управляет подачей воды и пенообразователя, обеспечивает наблюдение и отображение на экране дисплеев необходимой для управления и контроля видео­информации.

Отечественная индустрия также предлагает роботизированный пожарно-спасательный комплекс повышенной проходимости «Кедр». На автомобилях «Леший» и «Ратибор» (НПП Солитон) используются универсальные покрышки К-58 (применяемые на БТР), мосты с родословной от ГАЗ-66, доработанные под требования сертификации на легковые автомобили, на них установлены дисковые тормоза – двойные спереди и одиночные сзади. В подвеске каждого колеса применяются двойные пружинно-амортизационные блоки. Кузов и двигатель – от «УАЗ Патриот».

Подобные модели на конференциях и в докладах учёные и практики называют альтернативой зарубежным образцам, например знаменитому многоцелевому американскому Humvee, уже «ветерану». Его серийное производство началось в 1985 году на заводе AM General в штате Индиана. Тогда одним из основных требований заказчика была способность к уверенному движению по танковому следу, что и объясняет широкую колею (1829 мм) и ширину кузова.

Спустя годы, после начала войны в Персидском заливе, к автомобилю проявили интерес и гражданские лица. В 1992 году AM General выпустила на рынок гражданскую версию, известную всем как Hummer. В 1999 году AM General продала права на марку Hummer концерну General Motors. По соглашению GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранила право на продажу военных модификаций.

Станислав Ковальский