Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Пищевое удовольствие

Российские сухие пайки по многим параметрам считаются лучшими в мире. Но это не значит, что отечественным производителям можно почивать на лаврах.

В «Руководстве по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил РФ и некоторых других категорий лиц» такое обеспечение делится на шесть категорий. Это общевойсковой, летный, морской, подводный, лечебный и кадетский пайки.

А рационы подразделяются на рационы питания, выживания и аварийные. Кроме того, есть бортовые пайки и комплекты аварийного запаса.

В полевых условиях, «в отрыве от пункта дислокации воинской части», командир должен приложить максимум усилий, чтобы горячая пища выдавалась трижды в сутки. Например, в ВДВ для решения этой задачи введены должности стрелков-поваров и должны быть сформированы расчеты полевых кухонь.

Если предоставление горячего питания оказывается невозможно по условиям обстановки, «вместо одного приема пищи военнослужащие обеспечиваются одноразовыми или промежуточными рационами питания».

Вместо борща, второго и компота боец должен получить Норму № 13 (см. таблицу). При этом возможны различные меню. В первый день в качестве овощных консервов предлагается фасоль в томатном соусе, во второй – овощное рагу, в третий – консервированный болгарский перец.

На сутки предоставляются похожие наборы с расширенным перечнем продуктов, упакованные в картон либо пластик.

Так, у одного из российских производителей сухпайков – ООО «Оборонпродкомплект» – в продуктовой линейке заявлено семь основных рационов питания: «Индивидуальный рацион питания боевой» (ИРП-Б), «Индивидуальный рацион питания повседневный» (ИРП-П), «Рацион питания для экипажей самолетов и вертолетов (РПЭСВ)… И десять дополнительных. Например, «Рацион питания для экипажей торпедных и ракетных катеров». В комплекты включаются портативный разогреватель, гигиенические салфетки и обеззараживающие воду таблетки.

Мировой образец

Ранее в ходу было словосочетание «армейский паек», сейчас в официальных бумагах используется термин «индивидуальный рацион питания». Правда, по инерции прежнее название тоже остается на слуху.

Перловку из сухих пайков российских ВС исключили еще в бытность министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Но сделано это было не из-за ее низкой калорийности. Просто во многих российских семьях ее вообще не едят, и новобранцы до призыва зачастую никогда перловую кашу не пробовали.

Уточним, во всех странах сухие пайки подстраиваются под привычное национальное меню. Так, пайки США похожи на фаст-фуд, в пайке сингапурского солдата присутствует лапша с курицей по-сычуаньски. Французский солдат лакомится паштетом из оленины, а канадский – филе лосося с тосканским соусом.

Следует подчеркнуть, что у американских Meal-Ready-to-Eat (MRE) есть только одно преимущество перед российскими – разнообразней меню (24 варианта). Но разработчики ИРП – специалисты Научно-технического комитета Центрального продовольственного управления Минобороны РФ и Всероссийского НИИ пищевой промышленности и специальных пищевых технологий – при разработке решали и следующую задачу. Паек не должен приедаться. Поэтому преимущество американцев мнимое (см. таблицу). Просачивающиеся же в прессу отзывы о китайских пайках вообще не делают им рекламы.

«Энергетическая ценность основного пайка – общевойскового – стала насчитывать 4374 ккал, – отмечал в своем докладе «Реформа тыла» заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии Дмитрий Булгаков. –  Для сравнения: в армии США калорийность аналогичного пайка составляет 4255 ккал, ФРГ – 3950 ккал, Англии – 4050 ккал, Франции – 3875 ккал». «По натуральности продуктов наши пайки вообще вне конкуренции», – вторят в Департаменте ресурсного обеспечения Министерства обороны РФ.

Но это не значит, что проблем в данной сфере вообще не существует.

Пищевая цепочка

Прямым поставщиком индивидуальных рационов питания для Минобороны является ОАО «Военторг», которое распределяет закупки среди подрядчиков. Годовая потребность составляет более 10 млн единиц пайков. Расходы – порядка 6,6 млрд рублей.

Кроме того, на тендерах постоянно закупаются силовые структуры и другие, нуждающиеся в индивидуальных рационах, госорганизации. Тендеры на небольшие суммы (100–300 тыс. рублей) проходят постоянно.

Но даже при выcокой конкуренции между поставщиками собрать в рамках одной компании все необходимые для комплектации производства затруднительно. И часть ассортимента комплектующими сухпайки подрядчиками приобретается на стороне.

При этом в стране производятся недостаточные объемы продуктов питания. Статистика по итогам 2014 года еще не подведена, поэтому воспользуемся итогами 2013 года.

По данным Росстата, Минсельхоза и ФТС, производство молока в России составило за год 30,7 млн т, а потребление 34,8 млн т. Лука выращено 2 млн т, населением же (без учета промышленного потребления) было востребовано 2,3 млн т. А по говядине соотношение составляет 1,6 млн т и 2,3 млн т.

Поэтому утверждать, что в питании российских солдат нет ингридиентов иностранного происхождения, преждевременно.

«Мы не можем рассчитывать на то, что за короткие периоды (скажем, несколько месяцев) российское сельское хозяйство, переработка, другие отрасли сумеют создать новые производства, которые будут конкурентоспособными по ценам и качеству», – констатирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

С другой стороны, сегодня делается все возможное, чтобы процесс импортозамещения максимально ускорить.

В частности, действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Как отмечает председатель правления ОАО «Россельхозбанк» Дмитрий Патрушев, решение политической задачи по подъему отечественного агропромышленного комплекса и ускоренному импортозамещению продовольствия не терпит отлагательств.

Анатолий Хутчиш