Предложения на рынке САПР можно условно разделить на две группы: так называемые «коробочные» решения и системы, требующие адаптации под требования отдельного предприятия.
Продукты, предлагаемые Группой Компаний ADEM на отечественном рынке САПР можно отнести к обеим группам. Если речь идёт только о конструкторской подготовке производства- модуль ADEM CAD, то это можно считать «коробочным софтом». Если вести речь о сквозной подготовке производства и организации единого информационного пространства, то тут уже не обойтись без адаптации системы под конкретное предприятие и даже отдельных пользователей. Все проводимые работы по настройке, доработке и адаптации системы и составляют комплекс мероприятий по внедрению САПР на предприятие.
Интегрированная CAD/CAM/CAPP система ADEM, являясь САПР предназначенной для сквозной подготовки производства, подразумевает использование различных средств и инструментов наразных этапах КТПП.
Любой производственный процесс, в рамках одного предприятия считающийся типовым, является уникальным в рамках всей отрасли. Соответственно и этап подготовки производства будет так же по-своему уникален для каждого предприятия, в зависимости от его специфики. Из этого можно сделать вывод, что этап технологической подготовки производства, связанный с применением САПР, изначально не может быть одинаковым для всех предприятий. Отсюда и вытекает необходимость адаптации системы под нужды конкретного предприятия и его отдельных подразделений.
В зависимости от функций, возложенных на конкретное подразделение, адаптация системы ADEM может сводиться к нескольким ключевым этапам:
- Организация Единого Информационного Пространства (ЕИП).
- Адаптация проектирующей части САРР к условиям предприятия.
- Разработка постпроцессоров.
- Интеграция с другими системами.
- Вкратце раскроем суть проводимых работ на каждом этапе внедрения.
- Организация Единого Информационного Пространства (ЕИП) служит отправной точкой для полной автоматизации КТПП (конструкторско-технологической подготовки производства).
- Организация ЕИП состоит из нескольких отдельных этапов связанных воедино:
- Построение единого конструкторского пространства
- Построение единого технологического пространства
- Построение единого пространства Нормативно Справочной Информации (НСИ)
Решения в области управления проектными данными ADEM, позволяют держать под контролем весь процесс проектирования начиная от получения технического задания и заканчивая созданием Электронной Структурой Изделия (ЭСИ). Получаемая в результате конструкторской подготовки производства ЭСИ позволяет к каждому элементу структуры изделия присоединить конструкторские документы (2D чертеж, 3D модель детали, 3D модель сборки и др.), а так же сформировать всю номенклатуру вторичных документов (спецификации, ведомости спецификация, ведомость покупных изделий и др.) в соответствии с требованиями ЕСКД и СТП.
Единое технологическое пространство, выстроенное на базе системы ADEM, позволяет выполнять полный спектр задач по ТПП: начиная с составления межцеховых технологических маршрутов обработки деталей и сборки изделий (расцеховка) и разработки предварительных технологических нормативов трудоемкости и норм расхода материалов; и заканчивая разработкой технологических процессов, управляющих программ для станков с ЧПУ, специальной технологической оснастки, технологических нормативов трудоёмкости, норм расхода материалов и технологическим оснащением производства.
Построение единого пространства нормативно-справочной информации (НСИ), при использовании CAD/CAM/CAPP системы ADEM, строится на использовании корпоративной справочной системы i-Ris. В этом случае обеспечивается централизованное хранение и использования справочной информации различного назначения (материалы и сортаменты, инструмент и оборудование) специалистами различных подразделений (конструкторских, технологических, служб снабжения).
Таким образом, построение Единого Информационного Пространства, которое позволило бы решить полный спектр задач, стоящих перед специалистами предприятия на этапе КТПП, осуществимо с использованием функционала всего одного программного продукта – интегрированной системы ADEM.
Адаптация проектирующей части САРР к условиям предприятия
Базовая поставка системы ADEM подразумевает использование бланков выходных форм, при формировании технологической документации, согласно действующего ГОСТ. Однако, кроме этого в поставку системы входят так же и другие варианты бланков, которые могут быть так же использованы для получения документации. Как правило это устаревшие ГОСТы, либо специфические бланки для отдельных отраслей промышленности и т.п.
Настройка бланков выходных форм может осуществляться непосредственно самим пользователем системы, в зависимости от требований предъявляемых к получаемой технологической документации. Однако если есть необходимость выпускать технологическую документацию не по ГОСТ, а по СТП то соответственно возникает необходимость использования и своих собственных бланков и выходных форм документов, формируемых с использованием системы ADEM.
Для создания собственных (соответствующих СТП) бланков выходных форм документов, в системе ADEM предусмотрен соответствующий инструментарий, позволяющий создавать требуемые формы и осуществлять заполнение необходимых полей бланков в полном соответствии с требованиями СТП.
Как и любой другой, инструмент по созданию бланков выходных форм (модуль ADEM CAD) и инструмент по написанию алгоритмов заполнению этих бланков (модуль ADEM CAPP Developer), для грамотного и полноценного использования всего потенциала, требует соответствующего умения и опыта. Специалисты ГК ADEM, предлагают два варианта решения этого вопроса: обучение специалистов предприятия работе по настройке, созданию и редактированию проектирующей части САРР к требованиям предприятия; либо выполнение всех работ, связанных с адаптацией проектирующей части ADEM САРР к требованиям предприятия, силами специалистов ГК ADEM.
Разработка постпроцессоров
Если речь идёт об использовании САПР в том числе и для программирования оборудования с ЧПУ, то неотъемлемым этапом внедрения является адаптация получаемых Управляющих программ под станочный парк предприятия-заказчика. Группа Компаний ADEM оказывает услуги по написанию постпроцессоров, для получения управляющих программ (УП) для оборудования с ЧПУ различных типов и сложности. Написание постпроцессоров возможно на любое оборудование с ЧПУ с числом одновременно управляемых осей от 1 до 5: сверлильное, токарное, фрезерное, установки резки (лазерной, газовой плазменной, эрозионной и др.), координатнопробивное (пресса с ЧПУ).
Огромный опыт написания постпроцессоров на различные виды оборудования позволяет нашим специалистам в короткие сроки подготовить постпроцессор для любого станка, а так же выполнить его отладку.
Процесс создания постпроцессора условно разделяется на два основных этапа: написание постпроцессора и отладка постпроцессора на станке. Первый этап может происходить дистанционно, без выезда специалиста на предприятие, в случае предоставления всей необходимой документации на оборудование. Второй этап предусматривает обязательное присутствие специалиста ГК ADEM непосредственно возле станка, исключение могут составлять только простые станки (до 3х одновременно управляемых координат), в этом случае отладка может так же вестись дистанционно.
Если в процессе дальнейшей эксплуатации системы ADEM в целом и постпроцессора в частности возникает необходимость доработки постпроцессора, то эти работы так же выполняются специалистами ГК ADEM, в рамках гарантийных работ и тех.поддержки.
Интеграция с другими системами
Одним из этапов внедрения системы ADEM на предприятия является её интеграция с другими системами уже применяющимися на предприятии, либо также вновь приобретаемыми. Суть интеграции сводится к тому чтобы наладить обмен актуальной информацией между несколькими различными системами, будь то системы подготовки производства (CAD, CAM, CAE, CAPP и т.д.), справочные системы, либо системы верхнего уровня- системы планирования производства и управления предприятием (MES, ERP, PDM, PLM и т.д.).
Процесс интеграции с различными системами ведётся, как правило, в тесном сотрудничестве с разработчиками других систем и подразумевает под собой получение предварительно от заказчика сформированного ТЗ, с описанием ожидаемого результата от интеграции систем.
Интеграцию ADEM с другими системами делает возможным наличие нескольких отличительных особенностей:
интеграция с CAD системами через прямые интерфейсы и стандартные форматы обмена
конфигурирование параметров объектов технологического процесса
наличие собственного API для:
– подключения внешних справочников
– подключения внешних приложений и расчетных задач
обмен информацией с другими системами (PDM, MES, ERP и др.)
Взаимодействие с различными СУБД (Oracle, MS SQL Server, Posgre SQL, MYSQL, Firebird и др.)
Поддержка формата XML.
Таким образом наличие необходимого функционала, большого потенциала системы ADEM и достаточного опыта решения подобных задач у специалистов ГК ADEM, позволяет проводить интеграцию с другими системами можно в короткие сроки, с учётом особенностей и специфики конкретного предприятия, а так же учитывая все пожелания предприятия-заказчика к конечной схеме взаимодействия между всеми систем, участвующими в интеграции.
Примерами интеграций могут служить, в части конструкторско-технологической подготовки производства, совместный проект с компанией Autodesk. Продукт, выпущенный ГК ADEM в 2011 году под названием ADEM CAMpact подразумевает использование функционала системы Autodesk Inventor 2012 для конструкторской подготовки производства, и модуля ADEM CAM для технологической подготовки производства, в части программирования обработки на оборудование с ЧПУ.
Примерами интеграции в области планирования производства являются совместные решения с такими системами, как «Галактика» (МРК, г. Магнитогорск), «Парус» (НПЦ АП им. Пилюгина, г. Москва, «Факел», г. Химки), «Омега» (ИЭМЗ «Купол», г. Ижевск), «Мультиагентная система» от компании «Smart Solution» и др. Интеграция позволяет из всего объёма технологической информации, формируемой системой ADEM выделить необходимые актуальные данные и передать их в MES-систему (планирование производства) или ERP-систему (управление предприятием). При этом одним из главных пунктов процесса интеграции является синхронизация справочников НСИ (нормативно-справочной информации), таких как: справочник ДСЕ (Деталей и Сборочных Единиц), справочника по материалам, единицам величины, оборудованию, операциям, профессиям, инструментам и оснастке.
Столь детальный подход к процессу внедрения CAD/CAM/CAPP ADEM на предприятия оправдывается тем, что единожды отлаженный механизм взаимодействия различных подразделений и различных САПР, впоследствии избавляет от огромного количества мелких проблем и неприятностей, отнимающих в итоге рабочее время и силы сотрудников. Кроме того хочется отметить, что весь процесс внедрения интегрированной CAD/CAM/CAPP системы ADEM проходит при непременной поддержке специалистов группы компании ADEM. Это обусловлено во-первых - тем, что никто не знает систему лучше её разработчиков, и во-вторых - не на всех, даже крупных предприятиях, на сегодняшний день сохранились свои собственные службы САПР, способные заниматься подобными работами.
Таким образом, процесс внедрения САПР закладывает фундамент для дальнейшей непрерывной и бесперебойной работы огромного и сложного механизма всего предприятия в целом.
Группа компаний АДЕМ
Москва, ул. Иркутская, д. 11, корп. 1, офис 244
Тел./факс: +7 (495) 462-01-56, +7 (495) 502-13-41
E-mail: omegat@aha.ru