Бе-200 остаётся востребованным в России, Европе и США

4-12-13В канун девятой Между­народной выставки «Гидро­авиасалон-2012» в интервью нашему жур­налу генеральный директор – генеральный конструктор ТАНТК им. Г. М. Бериева Виктор Кобзев рассказал о том, насколько успешно развивается его предприятие, и о за­дачах на перспективу.

- Виктор Анатольевич, в оборонно-про­мы­шленном комплексе России происходит много событий, и Ваше предприятие то­же считается творцом новейшей истории. Что было интересного в минувшем году?

- Важнейшим событием прошедшего 2011 г. следует признать объединение ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» с ОАО «ТАВИА». Основной задачей объединённого предприятия стало освое­ние серийного выпуска самолётов-амфибий Бе-200, до сих пор строившихся Иркутским авиа­ционным заводом. В прошлом году предприятие поставило МЧС России два новых Бе200ЧС, которые были собраны и облётаны в 2010–2011 гг. в Иркутске, а в Таганроге прошли доработки в соответствии с уточнённым техническим заданием заказчика. Облёт первой из них после доработок в Таганроге выполнен 4 октября, второй – 26 ноября 2011 г. До конца ноя­бря обе они были поставлены авиации МЧС России.

В мае 2011 г. заключён государственный контракт на поставку МЧС в 2013–2014 гг. ещё шести новых Бе-200ЧС, теперь уже таганрогской сборки. В течение 2011 г. изготовлен центроплан первого серийного таганрогского Бе-200ЧС, заложены в постройку детали конструкции фюзеляжа. Планируется, что первые три серийных Бе-200ЧС таганрогского производства будут изготовлены в 2013 г.

- Сейчас много говорится о техническом переоснащении предприятий. Что происходит на Вашем предприятии?

- В рамках освоения серийного производства Бе-200 и в интересах перспективных проектов на предприятии выполняется обширная программа технического перевооружения и обновления основных фондов, которая будет продолжаться как в течение 2012–2013 гг., так и в дальнейшем. Радикально модернизируется механообрабатывающее производство, которое пополняется новейшими обрабатывающими центрами. Начато техническое перевооружение производственных мощностей и бывшего ОАО «ТАВИА».

В частности, в планах на 2012–2013 гг. – кардинальное обновление гальванического и малярного производства. Кроме того, на ТАНТК внедряется система полного цифрового описания изделий и автоматизированной технологической подготовки производства.

Помимо программы Бе-200 и других тем по гидроавиации ТАНТК им. Г. М. Бериева продолжает работы по направлениям авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и специального назначения. Так, 31 октября ВВС России передан первый модернизированный в Таганроге комплекс ДРЛО А-50У. Ведутся работы по модернизации следующих самолётов А-50 российских ВВС и разработке авиационного комплекса ДРЛО нового поколения.

- Важная составляющая деятельности предприятия – капитальный ремонт самолётов Ту-95МС дальней авиации российских ВВС и Ту-142М авиации ВМФ России, а также Ту-142МЭ авиации ВМС Индии. Что выполнено по этой программе?

- 23 декабря 2011 г. авиации ВМФ был передан дальний противолодочный самолёт Ту-142МЗ, также отремонтированный на предприятии. 27 декабря 2011 г. ТАНТК им. Г. М. Бериева передало дальней авиации самолёт Ту-95МС после капитального ремонта. После прохождения всех необходимых испытаний Ту-95МС успешно совершил перелёт к месту своего постоянного базирования.

Таким образом, с передачей Ту-95МС ТАНТК им. Г. М. Бериева полностью выполнило свою производственную программу на 2011 г., передав заказчикам восемь самолётов различного типа и назначения, в том числе два самолёта-амфибии Бе200ЧС («Иван Шаманов» и «Пётр Стрелецкий») для МЧС России.

- Российский самолёт-амфибия Бе200 считается визитной карточкой предприятия. Появятся ли новые модификации этих крылатых машин?

- Мы ведём активную работу по расширению своего портфеля заказов на Бе-200. 18 ноября 2011 г. министр обороны России Анатолий Сердюков сообщил, что Мин­обороны через несколько лет планирует начать закупки самолётов-амфибий Бе-200. «Что касается Бе-200, мы понимаем, каким образом и где мы его будем применять и, вероятнее всего, с 2013–2014 гг. начнём закупки. Примерное ко­личество, сейчас уже есть понимание,– порядка восьми машин», – заявил министр.

Озвученное Анатолием Сердюковым решение о перспективах приобретения Бе200 стало результатом его визита в Таганрог 1 ноября 2011 г. В ходе посещения ТАНТК им. Г. М. Бериева министр обороны и сопровождавший его главно­командующий ВВС России генерал-пол­ко­вник Александр Зелин поднялись на борт самолётов-амфибий Бе-200ЧС и А-40.

Поэтому в перспективе в заводских цехах самолёты-амфибии Бе-200ЧС могут сменить модификации Бе-200 для Министерства обороны. Применительно к решению военных задач на базе Бе-200 могут быть разработаны поисково-спасательный, транспортный и патрульный варианты.

В ходе продвижения Бе-200 на мировом рынке авиационной техники проводится работа с заказчиками по поставкам российских самолётов-амфибий в США, Францию, Индию, Египет. При этом интерес, проявляемый к российскому самолёту-амфибии со стороны потенциаль­ных заказчиков, в частности европейских противопожарных служб,– сугубо деловой, никак не связанный с текущей политической конъюнктурой. Кроме того гарантией для иностранных заказчиков служат положительные отзывы о Бе-200 со стороны МЧС, а также чёткое выполнение ТАНТК заключённого контракта на поставку шести амфибий.

Очень динамично развиваются связи между ТАНТК и Департаментом гражданской безопасности Франции. В июле 2011 г. таганрогская амфибия успешно участвовала в проходивших во Франции экспериментальных противопожа­рных полётах. Целью данных полётов стала проверка французской стороной воз­можности интеграции российского самолёта-амфибии в существующий во Франции парк самолётов и технологий, применяемых для пожаротушения, а также в инфраструктуру наземного обслуживания авиационной техники. Самолёт-ам­фибия базировался на авиационной базе Департамента гражданской безопасности Франции в Мариньяне.

В ходе полётов была выполнена оценка эксплуатационных качеств самолёта, при этом самолёт принимал участие в реальных операциях по пожаротушению. Французские специалисты высоко оценили результаты проведённых экспериментальных полётов.

Сейчас Бе-200 – один из немногих российских гражданских самолётов, интерес к приобретению которого проявляют как государственные структуры, так и частные компании в Европе и США.

В начале февраля этого года состоялась рабочая встреча специалистов ТАНТК с представителями американской компании TTE/International Emergency Services. В ходе встречи обсуждались технические вопросы, в частности проведение испытаний пожарного варианта самолёта-ам­фи­бии Бе-200 для получения одобрения Межведомственного комитета по авиатанкерам США. При получении такого одобрения самолёт-амфибия Бе-200 сможет выполнять противопожарные операции на территории США.

Прошедшие переговоры стали очередным этапом по продвижению многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200 на Северо-Американский рынок оказания услуг по пожаротушению.

- Предприятия оборонки, да и промышленности в целом постоянно испытывают дефицит профессиональных кадров. Как здесь обстоят дела у ТАНКТ?

- Специфика нашего производства такова, что на ТАНТК очень высоки требования к качеству выпускаемой продукции, поэтому комплексу необходимы высококвалифицированные специалисты.

Сейчас на предприятии трудятся более 6500 человек. Средний возраст работников комплекса составляет 48 лет (три года назад он составлял 52 года). 33% работающих на ТАНТК имеют высшее образование, 42% – среднее профессиональное. На комплексе трудятся два доктора наук и ещё 17 человек имеют учёную степень кандидата наук.

На предприятии действуют программы по закреплению кадров. В частности, принято и выполняется «Положение о молодых специалистах», которое предусматривает выплату надбавок молодым специалистам к заработной плате, введён институт наставничества, есть возможность карьерного роста и повышения своей квалификации для молодёжи. Кроме того, присутствует социальная составляющая в виде ипотечного кредитования строительства жилья для молодёжи комплекса, доплаты за аренду жилья. Уже сдан 72-квартирный жилой дом (построенный по ипотеке для молодёжи), ещё один такой же дом заложен.

В связи с техническим перевооружением производства ТАНТК реализует ряд федеральных программ по опережающему обучению, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров. Предприятием выигран грант на сумму 6 млн рублей по переподготовке персонала в рамках переноса производства Бе-200 в Таганрог.

На ТАНТК работает кафедра Московского авиационного института (МАИ), в котором работники комплекса обучаются по остродефицитным авиационным специальностям. Комплексом заключены целевые договоры с рядом вузов по подготовке специалистов по необходимым для производства специальностям. Полностью трудоустраиваются на комплексе выпускники кафедры самолётостроения Таганрогского технологического института Южного федерального университета и Таганрогского авиационного колледжа.

В целом потребность предприятия в производственных рабочих растёт, что связано с увеличением объёмов производства, техническим перевооружением предприятия. Стабильное увеличение числа молодых сотрудников в возрасте до 35 лет подтверждает рост престижности работы на предприятии и позволяет сделать вывод о правильности выбранного направления социальной и кадровой политики.

В целом сейчас можно уверенно констатировать, что установившаяся в последние годы стабильная ситуация в стране и в экономике позволила предприятию выйти на новую ступень развития, и я верю в то, что отсутствие экономических и политических потрясений гарантирует перспективы дальнейшего развития предприятия и долгие годы его работы на благо нашей страны.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры