Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Итоги года в преддверии HeliRussia 2011

По традиции, на ежегодной выставке HeliRussia будут отмечены главные события минувшего года и подведены наиболее значимые его итоги для вертолётной индустрии России.

Несомненно, к разряду поворотных моментов в развитии индустрии следует отнести ввод уведомительного порядка полётов на высотах до нижнего безопасного эшелона (с 1 ноября 2010 г.) – класс G воздушного пространства, что сразу увеличило показатели применения вертолётной техники. Так, только в ЦФО за первые три месяца этого года было выполнено в два раза больше вылетов.

Сегодня в Центральном районе активно работает вертолётное такси HeliExpress, компания, гордящаяся статусом официального воздушного перевозчика Международной выставки вертолётной индустрии. Теперь вертолётное такси в рамках этого события станет высаживать пассажиров буквально перед входом в выставочный павильон, а воспользоваться им, как всегда, сможет любой желающий.

И, кстати, в этом году будут созданы особые удобства для всех тех владельцев вертолётов, которые прибудут на HeliRussia 2011 на собственных машинах: они получат возможность «припарковать» свои винтокрылые машины на стоянке возле выставки. Часть парковки для автомобилей превратится в вертолётную площадку.

Продолжая хронику прошлого года

22 июня 2010 г. в подмосковном Томилино была заложена памятная капсула в основание фундамента завода по строительству вертолётов AW 139. Совместное предприятие, созданное на паритетных началах ОАО «Вертолёты России» и AgustaWestland, будет выпускать не меньше 20 вертолётов в год, поэтапно увеличивая объёмы производства с 5 в 2011 г. до 20 в 2015 г. Именно эта модель вертолёта и будет представлена на HeliRussia 2011 на стенде AgustaWestland. В прошедшем году были несколько снижены показатели по поставкам вертолётов этой компании – всего 3 машины пришли в Россию (в прошлом году их было 5). В ближайшей перспективе за счёт выпуска AW 139 в России количество машин этого производителя будет постепенно расти.

Активно продолжает развиваться рынок российских вертолётов. Рост производства на предприятиях холдинга «Вертолёты России» в 2010 г. составил порядка 17 %, что соответствует поставке 214 вертолётов, значительная часть из которых осталась в России. В 2009 г. наступил долгожданный переломный момент, а сегодня уже можно говорить о тенденции, когда российские производители вертолётов работают для нужд страны.

В сентябре 2010 г. был успешно выполнен крупнейший за последние годы контракт на поставку 40 вертолётов Ми-8АМТ (Ми-171) для авиакомпании «ЮТэйр». В течение года осуществлялись и другие поставки, а также были заключены новые контракты с российскими государственными и коммерческими структурами на поставку вертолётов семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) и Ка-32.

В 2010 г. большое внимание уделялось программе Ми-38 (состоялся первый полёт по кругу второго опытного экземпляра; на сборке находится третий прототип, который будет оснащён новыми российскими двигателями ТВ7-117В), сертификация и запуск вертолёта в серийное производство планируются на 2013–2014 гг.

На HeliRussia 2011 холдинг представит вертолёт Ка-32А11ВС, оборудованный системой горизонтального пожаротушения, который в дни работы выставки будет передан представителям заказчика – МЧС. Посетители увидят и долгожданный Ми-38. Оба вертолёта будут расположены перед входом в выставочный павильон.

Ещё одно важное событие 2010 г. – поставка в 344 Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке первых серийных вертолётов Ка-52 («Аллигатор»). Именно этот вертолёт два года украшал вход в павильон Международной выставки вертолётной индустрии HeliRussia – у выставки «лёгкая рука»!

В 2010 г. в России появились первые вертолёты Robinson с турбодвигателем – R66. Компания Robinson Helicopter в прошлом году поставила заказчикам 20 вертолётов этой модели. Две такие машины – уже в нашей стране. Одна из них будет представлена на HeliRussia 2011. Парк вертолётов Robinson – самый крупный в России и пополняется он всё более быстрыми темпами. Так, в 2009 г. прибавился 31 вертолёт, а в 2010 г. – уже 36.

Также в прошлом году был подписан крупный контракт (28 сентября) между Eurocopter и ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“» на поставку 20 лёгких вертолётов Ecureuil (16 однодвигательных AS350В3 и 4 двухдвигательных AS355NP), первые вёртолеты будут переданы заказчику уже летом этого года. Среди зарубежных производителей лёгких двухдвигательных вертолётов компания Eurocopter – несомненный лидер по продажам в России, причём их заказчиками являются уже не только частные лица и авиакомпании, но и госструктуры. В 2010 г. было поставлено 15 вертолётов (в 2009 г. их было 7). Всего вертолётов Eurocopter сейчас в России около 90. Для эксплуатантов и собственников этих вертолётов компания проведёт конференцию на HeliRussia 2011. На стенде компании планируется демонстрация вертолёта семейства Dauphin – ЕС155 (сейчас в России есть только 1 вертолёт этой модели).

Компания Bell Helicopter в прошедшем году несколько сбавила обороты: в 2009 г. на российский рынок было поставлено 5 машин, а в 2010 г. – только 3. MD Helicopters осталась на прежнем невысоком уровне – 1 машина.

Подводя итог: опрос крупнейших поставщиков вертолётов зарубежного производства показал, что в 2010 г. российский парк гражданских вертолётов пополнился 58 машинами иностранного происхождения (в 2009 г. – 49), то есть по сравнению с 2009 г. прирост зарубежных вертолётов в российском парке составляет 18 % .

О состоянии и перспективах развития российского, а также мирового рынка вертолётов можно будет узнать 19 мая, в первый день работы выставки, на III Международной конференции «Рынок вертолётов: реалии и перспективы», организованной Ассоциацией вертолётной индустрии (АВИ) и агентством «АвиаПорт».

Ёмкость российского рынка не осталась незамеченной ведущими игроками мирового вертолётного сообщества, ещё не вышедшими на российскую арену. Впервые за долгие годы американская компания Sikorsky Aircraft Corporation решила представить свои разработки в России. На HeliRussia 2011 на стенде компании можно будет ознакомиться с предложениями компании для российского рынка.

Российская выставочная площадка для компаний вертолётной индустрии Heli­Russia уже зарекомендовала себя в качестве плацдарма для выхода на мировой и европейский рынки. В этом году в Москве состоится европейская премьера первого швейцарского вертолёта. Компания Marenco Swisshelicopter Ltd. представит полноразмерную экспериментальную модель лёгкого вертолёта SKYe SH09 взлётной массой 2,5 т. Обладая крейсерской скоростью 270 км/ч, он сможет преодолевать свыше 800 км при стандартных топливных баках. Самой выдающейся из его характеристик может стать очень низкий уровень шума.

Российские разработчики вертолётов тоже порадуют посетителей выставки проектами лёгких и свёрхлегких вертолётов. Компания «Беркут» представит сверхлёгкий (взлётная масса 730 кг) вертолёт соосной схемы с оригинальным дизайном фюзеляжа.

На HeliRussia 2011 немалое внимание будет уделено вертолётным тренажёрам. Их представит не только постоянный участник HeliRussia компания «Транзас», но и предприятие ООО «Модернизация авиационных комплексов», в экспозиции которого будет представлен и образец лёгкого вертолёта АК 1-3 производства украинской компании «КБ Аэрокоптер». Впервые на одной площадке за круглым столом «Тренажёрные технологии – резерв повышения безопасности полётов», организованным АВИ, ЦЭСАТ ФГУП ЦАГИ, ЗАО ЦНТУ «Динамика» и ЗАО «Транзас», соберутся все разработчики вертолётных тренажёров для российских вертолётов и разработчики вертолётов; приглашены разработчики зарубежной техники.

Вертолётные двигатели будут представлены украинским ОАО «Мотор Сич», французской фирмой Turbomeca и российской ОДК в лице ОАО «УМПО», ОАО «Климов», ОАО «ПАО „ИНКАР“».

Второй год подряд на HeliRussia будут экспонироваться автожиры, среди которых следует особо отметить российские модели «Гирос-1» («Фермер») и «Гирос-2» («Егерь»). Аналогов этим проектам за рубежом не существует.

Мероприятия деловой программы выставки всегда отражают актуальные проблемы отрасли. Одной из насущных проблем является создание адекватной системы пожаротушения в авиации, и в этой связи на международной конференции «Пожаротушение в авиации» для диалога соберутся разработчики вертолётов и оборудования для пожаротушения, авиакомпании и другие организации, выполняющие противопожарные работы, а также заказчики такого рода работ. Разрушительные последствия лесных пожаров прошлого лета не должны повториться, и соответствующие службы должны иметь вертолётный парк, оборудованный противопожарным снаряжением.

Необходимость наличия современных вертолётных площадок и вертодромов диктует целесообразность проведения круглого стола «Строительство и оборудование вертолётных площадок на основе современных технологий». А необходимость адаптации российских лётных стандартов к зарубежным будет обсуждена на семинаре «Перспективы развития и опыт применения российских и зарубежных лётных стандартов».

Качество поставок авиационно-технического имущества (АТИ) всегда актуально для авиакомпаний, ремонтных заводов, организаций-посредников. Некоммерческое партнёрство «Авиапоставщик» проведёт на HeliRussia 2011 круглый стол «Обеспечение качества поставок в организациях – поставщиках АТИ».

Переход на инновационный путь развития всех предприятий отрасли обусловил организацию Экспертным клубом промышленности и энергетики совместного круглого стола «Управление R&D в корпорациях, в малых и средних инвестиционных компаниях». В рамках мероприятия будут рассмотрены: современные принципы и мировой опыт управления разработками инновационных продуктов в высокотехнологичных отраслях промышленности, взаимодействие компаний с инновационной инфраструктурой.

С инновациями в вертолётной индустрии связан ещё один круглый стол – «Вопросы использования альтернативных топлив пропан-бутанового ряда (АСКТ) на вертолётах и других воздушных судах», который уже традиционно, в третий раз, проводят ФГУП ЦАГИ, ФГУП «ГосНИИ ГА», ОАО «Интеравиагаз». Задачей этого мероприятия является обоснование технической возможности, экономической целесообразности и безопасности использования в авиации экологически чистого и дешёвого газового авиатоплива.

Не обойдется выставка и без торжественных мероприятий. Главное событие года для членов вертолётного сообщества – церемония награждения ежегодной премией АВИ, которая в этом году пройдёт на гала-вечере Ассоциации вертолётной индустрии.

На выставке будут подведены итоги I Международного журналистского конкурса на лучшую публикацию по вертолётной тематике, учреждённого АВИ при содействии национальной ассоциации журналистов «Медиакратия», Авиационного пресс-клуба, при поддержке холдинга «Вертолёты России». Пройдут торжественные церемонии награждения победителей конкурса «Вертолёты ХХI века», проводимого ОАО «Вертолёты России» и ОАО «ОПК „Оборонпром“», и фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией вертолётной индустрии.

Выставка обещает быть насыщенной и разнообразной!