Мировой опыт свидетельствует, что одним из возможных способов достижения и сохранения лидирующих позиций в науке и технике является создание и поддержание мощной армии и военной инфраструктуры. Именно армия всегда являлась традиционным заказчиком и потребителем инноваций и новейших технологий.
Сегодня военная машина России переживает этап серьёзной модернизации, которая предполагает, в том числе, и увеличение доли современных вооружений. Освоение же новых многофункциональных авиационных комплексов невозможно без современных тренажёров, которые сами по себе являются достаточно сложным и дорогостоящим высокотехнологичным продуктом. А поскольку локомотивом всякого инновационного производства является прикладная наука, для авиатренажёрной отрасли характерна относительно высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки.
И в отличие от госкомпаний, финансируемых из федерального бюджета, коммерческим предприятиям, выпускающим такие продукты, приходится вкладывать в исследования собственные средства или искать иные формы финансирования новых разработок.
Как выжить в этих условиях таким компаниям, как ЦНТУ «Динамика»? Последние годы наше предприятие является основным поставщиком Министерства обороны РФ в области технических средств обучения лётного состава, включая авиационные тренажёры всех уровней сложности. Известно, что для победы в тендерах или аукционах необходимо не только представить наилучшее в техническом отношении решение, но и по цене пройти по уровню, близкому к прямым издержкам. Где в этом случае взять деньги на инновации? Если мы хотим быть на рынке в числе крупных игроков и оставаться при этом конкурентоспособными – надо постоянно развиваться и вкладывать в исследования. Но одно дело провозглашать лозунги о развитии инноваций и совсем другое – создать действующий механизм, который бы позволил действительно строить инновационную экономику. Вот с этим в России пока пробуксовка. Что остается делать? Действовать на свой страх и риск? Причём риск реальный, поскольку вкладывая собственные средства в инициативные НИОКР и новые технологии можно эти деньги и потерять – просто потому, что любой серьёзный инновационный продукт не только требует больших вложений, но и имеет довольно длительные сроки окупаемости. На все эти вопросы нет пока однозначных ответов.
Если говорить о перспективных прикладных исследованиях, то пока нашей компании удаётся поддерживать необходимую планку. Так, начиная с 2001 г. ЦНТУ «Динамика» выполнила инициативных НИОКР в интересах Министерства обороны РФ на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Разумеется, мы брали на себя часть рисков: нам пришлось искать дополнительные источники финансирования этих НИОКР, поскольку традиционные схемы финансирования, связанные с выполнением ГОЗ, позволяют решать только вопросы текущих проектов и не дают возможности вкладывать средства в перспективные разработки, не говоря уже о том, чтобы модернизировать и расширять имеющееся производство. Последнее же было для нас весьма критично: выполнение растущих объёмов ГОЗ требовало не просто наращивания и модернизации имеющихся производственных мощностей, но и подготовки предприятия к переходу от уникального опытного производства к серийному. Могу сказать, что в целом мы справились с этой непростой задачей, привлекая, в частности, и банковские кредиты в виде проектного финансирования, и средства, вырученные от реализации экспортных контрактов, и собственные финансовые ресурсы.
Сегодня Центр научно-технических услуг «Динамика», созданный в 1989г., занимает ведущие позиции на российском рынке авиационного тренажёростроения. Компания осуществляет полный технологический цикл разработки, производства и послепродажного обслуживания авиационных тренажёров всех уровней сложности для любых типов современных самолётов и вертолётов. Если говорить о наших работах в области военного обучения и моделирования, то за прошедшие 10 лет «Динамика» выполнила в рамках ГОЗ десятки контрактов на производство и послепродажное обслуживание тренажёров различных уровней сложности для самолётов Су-33, Су-34, Су-24М, МиГ-29, Л-39, МиГ-31 и вертолётов Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-8МТВ-5, Ми-28Н, Ка-52.
Компания внесла весомый вклад в переоснащение высших военных авиационных училищ современными техническими средствами обучения лётного персонала. Так, в Сызранское ВВАУЛ в период с 2007 по 2010 г. были поставлены 4 комплексных тренажёра экипажа вертолёта Ми-24П и комплексный тренажёр экипажа Ми-8МТВ-5. В Краснодарское ВВАУЛ в период с 2006 по 2009 г. были поставлены в общей сложности 8 серийных тренажёров лётчика учебно-боевого самолёта Л-39.
Целый ряд контрактов по заказу Министерства обороны РФ был выполнен «Динамикой» в целях модернизации и пополнения тренажёрной базы действующих строевых частей ВВС РФ, ВВС и ПВО ВМФ, а также Центров боевого применения и переучивания лётного состава. Речь идет о комплексных тренажёрах лётчика истребителя палубного базирования Су-33, процедурном тренажёре экипажа фронтового бомбардировщика Су-34, комплексных тренажёрах экипажей вертолётов Ми-28Н и Ми-8МТВ-5.
Подготовка пилотов с помощью тренажёров нового поколения позволяет поднять качество обучения лётных экипажей на принципиально новый уровень и тем самым радикально повысить эффективность применения современных боевых авиационных комплексов. Действительно, современные технологии моделирования позволяют создавать тренажёры, дающие возможность на земле отрабатывать до 90 % задач обучения экипажей, связанных с пилотированием, навигацией и применением авиационных средств поражения в условиях, максимально приближённых к реальным. Для достижения высокой степени реалистичности виртуального полёта требуется инженерное искусство высокого класса. Это результат синергии математических и технических решений, используемых при создании ключевых тренажёрных компонентов, наиболее значимыми из которых являются:
– точность и полнота математических моделей динамики движения летательного аппарата, положенных в основу тренажёра;
– использование систем визуализации закабинной обстановки, отличающихся исключительно высокой степенью детализации подстилающей поверхности и способных обеспечить кинематографическое качество при воспроизведении изображения практически любых реальных объектов и спецэффектов, в том числе для летательных аппаратов круглосуточного применения;
– создание интерьеров кабин, в точности соответствующих реальным кабинам серийных самолётов и вертолётов, в том числе с использованием реальных органов управления.
Из последних проектов хочу особо отметить создание комплексного тренажёра экипажа нового всепогодного боевого вертолёта Ка-52, первые поставки которого российским ВВС начались в 2010 г. Мы впервые получили заказ на создание тренажёра вертолёта марки «Камов», и наш первый опыт сотрудничества с ОАО «Камов» считаем очень успешным. Сложность оборудования многоцелевого круглосуточного вертолёта Ка-52 обусловила и сложную конфигурацию самого тренажёра. Нашими специалистами при его разработке был использован целый ряд новых технических решений, которые будут внедрены в будущих проектах. В результате успешно выполненной ОКР Армейская авиация Вооружённых Сил РФ получит вместе с новыми боевыми вертолётами современный комплекс технических средств обучения, в состав которого входит автоматизированная система обучения АСО-Ка-52 для теоретической подготовки и комплексный тренажёр КТЭ-52 для обучения лётного состава по всем основным задачам, связанным с пилотированием, навигацией и применением авиационных средств поражения Ка-52.
Мы будем и дальше продолжать заниматься инновациями и вести инициативные НИОКР, с тем чтобы предлагать своим военным заказчикам не только современные средства профессиональной подготовки лётчиков, но и новые методики обучения, соответствующие возможностям этого оборудования.
ЗАО ЦНТУ «Динамика»
Россия, 140180, Московская обл., г. Жуковский, ул. Жуковского, д. 1
Тел./факс: +7 (495) 777-59-30
http://www.dinamika-avia.ru
E-mail: info@dinamika-avia.ru