Анализ боевых потерь полевых подвижных объектов управления и связи в ходе локальных конфликтов показывает, что из 100 % безвозвратных потерь всего 15–20 % приходятся на потери от прямого попадания боеприпасов калибра 122–152 мм. Причиной оставшихся 80–85 % безвозвратных потерь являются пожары на объекте, вызванные поражением стрелковых боеприпасов осколками мин и снарядов.
С целью сокращения безвозвратных потерь авторами было принято решение о разработке и серийном выпуске принципиально новой универсальной унифицированной автоматической системы пожаротушения (АСП). Слова в названии АСП уже говорят о её большом конструкционном и функциональном потенциале. Разработана она по последним высоким требованиям, предъявляемым к перспективным изделиям.
АСП предназначена для противопожарной защиты ответственных, государственной важности объектов, с дорогостоящим оборудованием мобильных комплексов, установленных как на колёсных так и на гусеничных шасси, включая кабину водителя и силовую установку.
Основные конструктивные преимущества АСП перед системами предыдущих поколений: высокая надёжность и эффективность пожаротушения; гарантированное обнаружение пожара на ранней стадии; контроль параметров развития пожара.
Последняя задача решается системой пожарной сигнализации из трёх типов обоснованно выбранных пожарных извещателей.
• Максимально-дифференциальный тепловой извещатель (ДТИ) обнаруживает пожар на основе прогнозирования температуры в отсеке. Он же контролирует тепловые параметры пожара и подаёт сигнал на включение второго уровня установки пожаротушения при сохранении признаков развития пожара после первой огнегасящей атаки.
• Линейный тепловой пожарный извещатель (ЛТИ) в рабочих (операторских) отсеках с температурой обнаружения пожара 68 °С либо 86 °С и в отсеках силовых агрегатов 138 °С превышает пороги чувствительности за счёт установки в малогабаритных защищаемых объёмах и возможности обнаружения пожара в труднодоступных местах и закрытом оборудовании.
• Извещатель пламени (ИП). Новизна его в том, что для моторных отсеков применяются специальные модификации, обеспечивающие устойчивую работу в зоне инфракрасных излучений поверхностей, нагретых до 400 °С.
300-процентный потенциал системы обнаружения пожара подкрепляется таким же резервом огнетушащего состава и трёхкратным пуском установок пожаротушения с самым эффективным аэрозолеобразующим огнетушащим составом (АОС). АОС в 14 раз эффективнее огнетушащего порошка и в 10 раз эффективнее огнетушащих газов при объёмном тушении.
Генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11 как нельзя лучше применимы для этой системы. Они малогабаритны (при размещении не создают проблем для технологического оборудования), хорошо работают в условиях повышенной вибрации, дёшевы, не требуют эксплуатационных расходов и многое другое.
Для защиты силового отсека с открытым расположением двигателя внутреннего сгорания (КАМАЗ) удачно применяются модули порошкового пожаротушения (МПП), которые устанавливаются на лонжеронах за мягкими экранами кабины и не мешают эксплуатации двигателя.
Задачи установки управления и сигнализации выполняет блок автоматики (БА), комплексированный с другими в единой стойке в соответствии со стандартом «Евромеханика 19». БА функционально сопряжён с работой информационно-управляющей системы объекта, подаёт ей информацию о пожаре для применения команд по остановке транспорта и отключению двигателя, систем вентиляции и кондиционирования, технических агрегатов (на электро- и зарядных станциях).
Автоматическое управление пожаротушением может переводиться в ручной режим, как на заданное время, так и на постоянное, а также с помощью пульта оператора (ПО), установленного во всех защищаемых отсеках (кроме силового), чтобы управлять установкой пожаротушения по месту.
АСП ненавязчивым, но доходчивым голосом информирует экипаж обо всех событиях работы после включения замка зажигания, как при нормальной работе, так и по выявленным контролем возможным сбоям и неисправностям.
Энергоснабжение АСП обеспечивается по 1 категории надёжности, как от базовых схем объекта, так и за счёт автономного источника электропитания. Последний позволяет запустить установку пожаротушения даже при снятых аккумуляторах.
Кроме того, каждый генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА) снабжён термочувствительным (на температуру 170 °С) шнуром, обеспечивающим самозапуск ГОА независимо от работоспособности приборов автоматики.
В конструкции АСП расширены возможности по автоматической самодиагностике элементов и составных частей: извещателей, установок пожаротушения (ГОА, МПП), блока автоматики, пультов оператора и всей линейной части.
Вся эта и другая информация заносится в энергонезависимую память событий («чёрный ящик») в привязке к реальному времени.
Многие технические решения в АСП применены впервые, имеют принципиальные отличия и преимущества и защищены патентами.
Все эти наработки при надлежащих условиях эксплуатации должны обеспечить ликвидацию пожара в начальной стадии и сохранить транспортный комплекс в ремонтопригодном состоянии.
ЗАО «НПГ Гранит-Саламандра»
125412, Москва, ул. Ижорская, д. 13, стр. 2
Тел./факс: +7 (495) 485-84-54, 485-98-27
E-mail: granit-salamandr@mail.ru
http://www.granit-salamandra.ru