Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Руслан»: новый век – новый самолёт

Возрождение серийного производства легендарного самолёта Ан-124 «Руслан» становится реальностью. Уже не первый год руководители авиационной промышленности и компаний-перевозчиков России и Украины обсуждают непростые аспекты возобновления строительства этого мощного военно-транспортного самолёта. Ещё недавно скептики говорили, что будущее «Руслана» туманно, а политические противоречия между Россией и Украиной вряд ли позволят наладить полноценный производственный цикл между авиационными предприятиями двух славянских государств.

Однако в 2010 году командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант Владимир Шаманов заявил, что в рамках государственной программы развития вооружений на 2011–2020 годы Министерство обороны России предусмотрело возобновление производства самолётов Ан-124, в которых остро нуждаются отечественные десантные войска. История жестоко наказывает тех, кто предал забвению античную мудрость «хочешь мира – готовься к войне».

И вот уже в январе 2011 года было официально объявлено, что в ближайшее время на ульяновском заводе «Авиастар» будет организована сборка военно-транспортных самолётов Ан-70 и Ан124. Ульяновский завод, который выпустил больше трёх десятков «Русланов», сегодня можно смело назвать идеальной площадкой для серийного производства обновлённых Ан-124: на заводе сохранены высококвалифицированные кадры, сохранилась техническая база – стапеля, оснастка и прочее. В ХХI веке «Руслан» начинает новую жизнь.

Имя как поэзия

Выдающийся российский авиаконструктор А. С. Яковлев сказал однажды: «Некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но – не полетит». Высокие технологии – такое же совершенное произведение искусства, как шедевр архитектуры или мраморное изваяние, и говоря о современных самолётах, мы представляем себе гармоничный сплав конструкторской мысли, креативности, надёжности и мощи.

Самолёт Ан-124, детище гениального Олега Константиновича Антонова, вошёл в историю российской и мировой авиации под поэтическим именем «Руслан». «По Пушкину, Руслан – киевский князь. Киевская Русь была ещё до Украины, до России, и это название устраивает всех. Его расшифровывают так: „Русский лайнер «Ан»“»,– рассказывал Олег Антонов.

Судьба самолёта начинается с создания нового двигателя. В марте 1982 года был испытан разработанный запорожским конструкторском бюро «Прогресс» двигатель Д-18Т, предназначенный для сверхтяжёлых транспортных самолётов. Разработка этого мощного двигателя потребовала решения ряда непростых научно-технических проблем в области газодинамики, прочности, теплообмена, трёхмерного математического моделирования, автоматизации проектирования. Двигатель воплотил в себе больше сорока оригинальных технических решений. С новым двигателем Д-18Т опытный образец самолёта «Руслан» совершил свой первый полёт 21 декабря 1982 года в Киеве. «Русланом» управлял экипаж в составе лётчиков-испытателей В. И. Терского (командир корабля) и А. В. Галуненко.

«Руслан» стал новым словом в укреплении обороноспособности Советской державы. Этот самолёт создавался для организации десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники в зону вооружённого конфликта, а также для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.

Планы Советского Союза по развитию военно-транспортной авиации были грандиозными. Для производства огромных двигателей Д-18Т в Запорожье на правом берегу Днепра началось строительство новых заводских корпусов объединения «Моторостроитель», которое возглавлял Василий Иванович Омельченко. А для сборки «Русланов» в Ульяновске началось строительство авиационного завода, который ныне носит название «Авиастар».

В 1984 году запорожское объединение «Моторостроитель» (так тогда именовалось нынешнее ОАО «Мотор Сич») приступило к серийному выпуску двигателей Д-18Т. Работы по этому двигателю начинал главный конструктор А. С. Красников, затем они были продолжены главным конструктором А. Я. Штыковым. Огромный вклад в совершенствование двигателя внесли А. А. Литовченко, В. Т. Ширков, В. Г. Радыгин, С. И. Шанькин, В. А. Львов, И. А. Рубанов.

История запорожского моторостроительного предприятия началась с создания двигателя для самолёта «Илья Муромец», который широко прославился в годы Первой мировой войны и стал, без преувеличения, символом становления российской авиационной промышленности. Традиция строительства двигателей для самолётов-гигантов продолжилась на запорожском предприятии производством двигателя Д-18Т для могучих «Руслана» и «Мрии». Двигатели запорожского производства уже не одно десятилетие поднимают в воздух самолёты военно-транспортной авиации.

В марте 1984 года был подписан приказ о серийном производстве самолётов «Руслан», а в октябре 1985 года состоялась выкатка первой машины из цеха окончательной сборки ульяновского авиазавода.

В 1985 году «Русланом» был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъёмности и по дальности полёта по замкнутому маршруту. В самолёте было применено четырёхкратное резервирование жизненно важных систем. При своей огромной массе этот воздушный гигант легко поднимается в небо благодаря мощным турбовентиляторным двигателям и совершенной аэродинамике. И сегодня по дальности полёта, по грузоподъёмности и габаритам грузовой кабины этот самолёт не имеет равных на планете.

На вооружение самолёт поступил в январе 1987 года.

Наш грузовик – вне конкуренции

В 2003 году на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) в Жуковском руководители ОАО «Мотор Сич» и авиакомпании «Волга-Днепр» (крупнейшего в мире эксплуатанта самолётов «Руслан») договорились о выработке программы модернизации и возобновления серийного производства Ан-124. Большая часть маршрутов «Русланов» компании «Волга-Днепр» – это страны Европы, которые не имеют самолётов, сравнимых с Ан-124. Поэтому неудивительно, что именно компания «Волга-Днепр» в 2006 году выиграла тендер НАТО на аренду грузовых самолётов. Вообще, именно благодаря «Русланам» российские авиакомпании сумели завоевать лидирующее место в мире.

В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии принял решение продолжить реализацию проекта Ан-124. А спустя несколько месяцев ОАО «Мотор Сич» и авиакомпания «Волга-Днепр» заключили соглашение о партнёрстве в реализации проекта. Партнёры объявили о создании совместного предприятия – управляющей компании «Грузовые летательные аппараты», которой делегированы курирующие функции в ходе реализации проекта.

19 июня 2007 года на 47-м международном Парижском авиасалоне в Ле Бурже новой модификации самолёта Ан-124-100М-150 «Руслан» было вручено дополнение к сертификату типа воздушного судна.

Председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев говорит про «Руслан»: «Несмотря на то что спроектирован он более 30 лет назад, украинско-российский самолёт с именем сказочного великана-богатыря до сих пор остаётся непревзойдённым по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам. В этой идеальной во всех отношениях крылатой машине наиболее зримо воплотился творческий почерк её создателя – преодолев заезженный шаблон, опередить в своих смелых замыслах Его Величество Время. Не случайно в форс-мажорных обстоятельствах страны НАТО, обладающие самыми, казалось бы, передовыми технологиями, арендуют именно „Русланы“, словно забывая при этом об американских воздушных „тяжеловозах“ C-130 Hercules. Этот и ряд других подобных ему фактов – не только повод для законной нашей на­цио­нальной гордости».

Надежда на государство

Сегодня главным инициатором возобновления серийного производства обновлённой версии «Руслана» является Объединённая авиастроительная корпорация. Её руководитель Алексей Фёдоров озвучил сумму необходимых вложений в этот проект – 18 миллиардов рублей. «Ключевой вопрос – восстановление технологий и технологических цепочек, и на это потребуются достаточно большие инвестиции»,– подчёркивает Фёдоров. Кстати, заинтересованность в возрождении российско-украинского «Руслана» сегодня показывают Объединённые Арабские Эмираты и Кувейт.

Для возобновления серийного производства необходимо наличие «стартового заказчика», который покажет пример другим потенциальным покупателям самолёта. Алексей Фёдоров вполне обоснованно считает, что «стартовым заказчиком» сегодня может стать только государство. Если всё сложится удачно, то, по прогнозам Фёдорова, новую версию Ан-124 покупатели получат в 2016 году.

Здравый смысл требует, чтобы государство в лице Министерства обороны выступило первым инвестором проекта. Для бизнеса, для отечественных и зарубежных авиакомпаний участие государства в возобновлении серийного производства «Руслана» станет важнейшим «месседжем», показав, что проект по-настоящему перспективен и выгоден.

Александр Беззубцев-Кондаков