Системы безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте

Интенсивное проникновение сложных технических систем практически во все сферы деятельности современного общества обусловливает возрастающую нагрузку на «человека-оператора». Это относится к авиа- и энергодиспетчерам, штурманам, рулевым, водителям транспортных средств и др. Во всех этих системах на операторов возлагаются важные задачи по анализу информации, управлению и взаимодействию с входящими в систему устройствами или внешней средой.

Надёжность операторской деятельности в значительной степени обусловливается работоспособностью – свойством, предопределяемым состоянием физиологических и психических функций организма и характеризующим способность успешно вести определённую деятельность. Снижение уровня работоспособности оператора приводит к ошибкам в работе и чревато экономическими потерями, а зачастую и человеческими жертвами.

ЗАО «НЕЙРОКОМ» больше 20 лет выпускает изделия, снижающие негативное влияние «человеческого фактора» в системах «человек-машина». Все разработки компании подчинены общей концепции: всесторонний мониторинг оператора как наименее надёжного и наиболее изменчивого элемента системы. Применение подобного концептуального подхода позволяет выявить людей, непригодных для операторской деятельности; определить функциональную готовность сотрудника к началу работы, а также обеспечить требуемую работоспособность в процессе работы. В настоящее время разработки компании, использующие технологию контроля оператора, наиболее востребованы на железнодорожном и автомобильном транспорте.

Больше чем на 4000 локомотивах, эксплуатируемых на сети железных дорог РФ, применяется Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Система отслеживает работоспособность машиниста и при выявлении признаков снижения работоспособности и отсутствии реакции машиниста на запросы системы выдаёт команду на включение автоматического торможения поезда.

Для повышения транспортной безопасности на автомобилях устанавливается система поддержания работоспособности водителя Vigiton®. В случае снижения работоспособности система оповещает водителя звуковым сигналом. Vigiton® позволяет передавать информацию о состоянии водителя в центры мониторинга автотранспорта и информировать других участников движения путём включения аварийной сигнализации.

Для автономного определения работоспособности водителя предназначен прибор Driwell®. Основным отличием этого прибора от перечисленных выше систем является то, что прибор выполняет функцию информирования водителя о его состоянии, но не сопрягается с другими системами. В случае выявления признаков глубокой релаксации (предшествующей дремоте) Driwell® оповещает водителя световым, звуковым сигналами и вибрацией. Простота конструкции позволяет применять это изделие как профессионалам, так и любителям.

Успешный опыт внедрения систем безопас­ности на железнодорожном и автомобильном транспорте наглядно доказывает эффективность решений ЗАО «НЕЙРОКОМ». Применение этих технологий в других областях позволит повысить надёжность операторской деятельности в системе «человек-машина».

ЗАО «НЕЙРОКОМ»
111250, Москва, Энергетический проезд, д. 6
+7 (495) 362-71-21, 362-79-07
+7 (495) 362-71-43
E-mail: auto@neurocom.ru
http://www.neurocom.ru

Партнеры