Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

«Прочный корпус» России

На крупнейшей судостроительной верфи России – Севмаше – 15 июня произошло значимое не только для этого предприятия, но и для всей страны событие: из эллинга завода выведена первая многоцелевая подводная лодка нового поколения «Северодвинск». На церемонии вывода присутствовал президент РФ Д. А. Медведев.

«Благодаря своим тактико-техническим характеристикам этот корабль усилит группировку подводных крейсеров нашего Военно-морского флота. Я надеюсь, это в целом будет способствовать подъёму нашей оборонной мощи, военно-морского потенциала, укрепит позиции России в Мировом океане»,– сказал Дмитрий Анатольевич. Это лишь одна из оценок той огромной работы, которую провели корабелы Севмаша за 17 лет строительства АПЛ «Северодвинск». Но за этими годами – не только стремление создать самый современный боевой корабль, но и желание как можно быстрее приблизить момент встречи подлодки с морем. Названный именем города атомоход с момента строительства не был баловнем судьбы. Атомная подводная лодка нового поколения  заложена в декабре 1993 года. Но, как вспоминает ответственный сдатчик АПЛ «Северодвинск» В. Д. Добровольский, за год до этого новая политическая ситуация изменила подход к созданию подводного корабля. «В 1992 году вышел приказ Департамента судостроительной промышленности о переносе на территорию России изготовления материалов и комплектующего оборудования,– рассказывает ответственный сдатчик.– На предприятие были прекращены поставки листового металлопроката необходимой марки от предприятий-смежников, оказавшихся за рубежом. Поэтому для того, чтобы получить металлопрокат необходимой толщины на отечественном предприятии, срочно пришлось «перекатывать» материал, который имелся на Севмаше и был предназначен для других заказов». С финансированием строительства подлодки тоже не всё складывалось гладко: денежные средства выделялись хронически нестабильно, что приводило к замедлению темпа работ на корабле, отсутствию поставок комплектующего оборудования, задержке в строительстве. Но, несмотря на всё это, инженеры, конструкторы и рабочие Севмаша продолжали создание новейшей АПЛ и, более того, умудрялись выполнять уникальные в области российского кораблестроения работы. Некоторые технологические операции в истории судостроения проводились впервые. Причём успешно. Так, удачно завершились испытания прочного корпуса корабля, которые были сопряжены с новаторством. Они показали правильность расчётов проектанта.

Наступление нового XXI века принесло корабелам надежду на то, что ситуация с финансированием выровняется и предприятие сможет завершить все работы на АПЛ «Северодвинск»: средства стали выделяться в большем объёме, но на стабильные строительные работы их всё же не хватало. «Севмаш как в тисках – нужны деньги под собственные работы, но ещё в худшем положении находятся заводы-поставщики оборудования и материалов. Поэтому было принято решение авансировать поставщиков»,– вспоминает В. Д. Добровольский.

Ситуация изменилась в 2007 году. За три года корабелы Севмаша успешно завершили все работы и летом вывели подлодку из цеха. Сейчас её готовят к швартовным испытаниям.

Можно много говорить о патриотизме, но то, что сделали работники Севмаша,– это простой трудовой подвиг. Подвиг обычных людей – инженеров, конструкторов, рабочих, которые смогли в сложной обстановке завершить грандиозный заказ. Крейсер стал своеобразным полигоном, на котором испытывались, проходили производственную обкатку самые передовые конструкторские технологические идеи. Уникальные тактико-технические характеристики, которых нет ни у одной подлодки в мире, принципиально новые комплексы и системы – всё это делает «Северодвинск» одним из самых лучших кораблей не только в Военно-морском флоте России, но и в ВМС других стран. «„Северодвинск“ – отличная подводная лодка нового поколения, в создании которой участвовали многие предприятия страны. Этот корабль лучше зарубежных аналогов, он очень важен для нашей державы»,– отметил на выводе АПЛ генеральный директор – генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» Владимир Пялов. А генеральный директор Севмаша Н. Я. Калистратов сказал, что бесценный опыт, приобретённый на строительстве АПЛ «Северодвинск», позволит предприятию строить ещё более совершенные корабли. К тому же, как подчеркнул президент Д. А. Медведев, Россия слишком много времени упустила в период 1990-х годов. Поэтому, несмотря на экономически проблемы, на финансовый кризис, программы военного и гражданского кораблестроения сегодня должны реализовываться. «Одним из направлений станет создание серии кораблей класса АПЛ «Северодвинск»,– отметил он. А значит, впереди у работников Севмаша – новые кораблестроительные горизонты, а у России – совершенные боевые корабли и уверенность в том, что процесс возрождения морской мощи страны набирает обороты.

Екатерина Пиликина

Партнеры