Рэнкинг предприятий оборонно-промышленного комплекса России в 2009 году

Центр анализа стратегий и технологий подводит итог своего очередного ежегодного исследования «Рэнкинг предприятий оборонно-промышленного комплекса России». Его цель – мониторинг финансово-экономической динамики лидирующих субъектов ОПК.

Источники информации

Основным источником информации для составления рэнкинга являются данные официальных годовых отчётов и пресс-релизов предприятий, а также сообщения ведущих новостных изданий. Кроме того, в рэнкинге используются данные, предоставленные самими предприятиями. Наконец, в ряде случаев Центр АСТ приводит собственные оценки.

Структура рэнкинга включает информацию о деятельности предприятий по следующим позициям:

• выручка от реализации (объём продаж);

• объём чистой прибыли (убытков);

• доля экспорта в общем объёме продаж;

• доля гражданской продукции в общем объёме продаж;

• среднесписочная численность сотрудников;

• сектор деятельности: авиационная техника (АТ), морская техника (МТ), сухопутная техника (СТ), приборы, оборудование и электроника (Пр), артиллерия (Ар), лёгкое стрелковое оружие (ЛСО), тактические ракеты, бомбы, боеприпасы и прочие средства поражения (СП), двигатели и турбины (Д), системы противовоздушной обороны (ПВО);

• тип собственности: частные (Ч – АО с госдолей меньше 25 %), преимущественно частные (ПЧ – АО с госдолей больше 25 %, но меньше 50 %), преимущественно государственные (ПГ – АО с госдолей больше 50 %, но меньше 75 %) и государственные (Г – ФГУП/ГУП и АО с госдолей больше 75 %).

В рэнкинг не включаются предприятия:

• целиком работающие в интересах сил ядерного сдерживания или космических войск (например, ФГУП «Воткинский завод» или ОАО «Концерн „РТИ системы“»);

• с долей гражданской выручки больше 80 % (например, ОАО «КамАЗ» и ОАО «ГАЗ»);

• по которым отсутствует информация, если при этом невозможно корректно оценить недостающие данные.

Репрезентативность

По сравнению с 2008 г. репрезентативность рэнкинга в 2009 г. существенно повысилась, и тому есть две основные причины.

1. Мы включили в рэнкинг два новых холдинга – «Объединённую авиастроительную корпорацию» (ОАК) и «Объединённую двигателестроительную корпорацию» (ОДК), посчитав уровень интеграции, достигнутый в рамках этих структур, достаточным для того, чтобы рассматривать их в качестве единых экономических субъектов. Учёт в рэнкинге ОАК и ОДК, объединяющих практически все предприятия авиастроения и двигателестроения РФ, позволил более полно оценить ситуацию в этих отраслях.

2. В прессе были опубликованы экономические результаты деятельности в 2009 г. крупнейших, но традиционно закрытых предприятий российского подводного кораблестроения – «Севмашпредприятия» и «Адмиралтейских верфей» . Вместе с данными о деятельности предприятий надводного кораблестроения, обычно находящимися в открытом доступе , это позволило более-менее точно отразить в рэнкинге судостроительный сектор ОПК РФ.

В целом, в составе первой десятки рэнкинга по итогам 2009 г., на наш взгляд, не хватает только двух компаний – Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» (КАО) и тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) . Напомним, что общая выручка КАО в 2007 г. составила 20,97 млрд руб., а КБП в 2008 г. – 15,18 млрд руб. Если бы эти компании попали в рэнкинг, то они, помимо прочего, подняли бы нижний барьер «входа» для остальных участников, и в Топ-20 мог бы войти разве что Концерн радиостроения «Вега» (выручка в 2007 г. – 4,73 млрд руб.). Таким образом, хотя полностью релевантной в рэнкинге 2009 г. является только первая пятёрка компаний (как по общей, так и по военной выручке), общая выборка Топ-20 также близка к реальности.

Существенно повысить репрезентативность рэнкинга в перспективе может появление в открытом доступе отчетности «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Причем репрезентативность в этом случае повысится гораздо сильнее, чем после включения в рэнкинг ОАК и ОДК. И дело не только в закрытом характере деятельности ряда крупных предприятий судостроительной и судоремонтной отраслей (строящих либо ремонтирующих атомные подводные лодки), но и в особенностях российского бухгалтерского учета, который позволяет судостроительному предприятию учитывать в выручке корабль только после окончания его строительства. В итоге деятельность судостроительных предприятий оказывается недооцененной в период строительства корабля и переоцененной после его сдачи. Представляется, что в рамках ОСК этот «бухгалтерский эффект» сгладится, а в перспективе корпорация и вовсе перейдет на МСФО.

Основные особенности 2009 года

1. Произошло резкое увеличение совокупной выручки предприятий Топ-20 (на 31,9 % до 551,6 млрд руб.). Это связано как с включением в рэнкинг ОАК и ОДК (в которые входят гражданские компании), так и с ростом среднегодового курса доллара (а многие отечественные компании ОПК до сих пор получают значительную долю выручки от экспорта).

2. Фактические производственные показатели российского ОПК остались в 2009 г. на прежнем уровне или даже несколько ухудшились. Наиболее позитивную экономическую и производственную динамику демонстрируют сегодня только «Вертолёты России», что обусловлено наличием стабильного зарубежного спроса на вертолёты семейства Ми-17, а также ростом внутренних закупок боевых и транспортных вертолётов в РФ.

3. Бесспорными лидерами рэнкинга по объёму военной выручки являются Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАК, за ними с большим отрывом следуют все остальные участники. Лидеры рэнкинга имеют хорошо сбалансированную структуру доходов по линии экспорт / внутренний рынок. Однако если в случае «Алмаза – Антея» речь идет почти исключительно о работах в рамках гособоронзаказа (ГОЗ), то в случае с ОАК имеют место также внутренние заказы на гражданскую авиатехнику.

4. В целом по выборке в 2009 г. наблюдается смещение в пользу внутренних заказов. Это связано как с ростом ГОЗ, так и с уменьшением экспортных поставок. Фактически, ГОЗ для многих оборонных компаний РФ в период кризиса стал «спасательным кругом».

Анализ по общей выручке

Совокупная выручка предприятий Топ-20 в 2009 г. увеличилась до 551,6 млрд руб. по сравнению с 418,3 млрд руб. годом ранее. Прирост составил 31,9 %, а с поправкой на инфляцию – 23,1 % . Это рекордный показатель за всю историю составления рэнкинга, однако столь значительный рост выручки объясняется не столько реальным ростом производства, сколько другими причинами:

• в составе ОАК и ОДК, впервые включённых в анализ в 2009 г., присутствует ряд компаний, которые ранее не входили в рэнкинг из-за недостаточной выручки и/или гражданской специализации. В качестве примера таких компаний можно привести ульяновский «Авиастар» и ВАСО, показатели которых теперь засчитываются в рэнкинге в общей статистике ОАК;

• значимую долю выручки российский ОПК до сих пор получает за счет экспорта. Однако в 2009 г. среднегодовой курс рубля к доллару вырос с 24,89 до 31,76 руб. В итоге при сопоставимых экспортных поставках 2008 и 2009 гг. «рублевая» выручка от зарубежных поставок в 2009 г. оказалась существенно выше.

Таким образом, реальный рост производства Топ-20 значительно меньше, а возможно, и вовсе отсутствует. Как видно из таблицы 1, с учетом инфляции у ОАК вообще не было роста выручки, а у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» даже наблюдалось снижение. Из компаний первой пятерки (формирующих чуть больше 70 % общей выручки Топ-20) реальный рост показали только ОДК и «Вертолёты России». Отчасти это связано с тем, что эти компании обеспечены не только военными, но и гражданскими заказами, причём в отличие от «Уралвагонзавода», традиционно работающего в основном на ОАО «РЖД» (которое с наступлением кризиса сократило свои потребности), двигателисты и вертолётчики не зависят от одного покупателя .

Об экономических проблемах в отрасли в 2009 г. также свидетельствует большое количество убытков. Из первых пяти компаний только «Вертолёты России» показали прибыль. «Алмаз – Антей» данные о прибылях/убытках не обнародовал, что необычно, и, скорее всего, это говорит о том, что деятельность концерна в 2009 г. также была убыточной. Убытки ОАК и ОДК объясняются интеграцией в состав корпораций в 2009 г. новых компаний с большой долговой нагрузкой (например, РСК «МиГ» и самарских моторостроительных предприятий), а также необходимостью финансировать масштабные НИОКР по новым продуктам (истребитель пятого поколения T-50, гражданский самолет SSJ-100, двигатель SaM-146). На этом фоне «Вертолёты России» выглядят наиболее стабильной компанией отечественного ОПК, и такое положение, очевидно, сохранится как минимум до тех пор, пока не закончится жизненный цикл вертолётов Ми-8/17.

Государственные предприятия принесли в 2009 г. порядка 90 % общей выручки Топ-20, что сопоставимо с уровнем 2008 г. (см. рисунок 1). Резкий рост «государственной» выручки, зафиксированный в 2008 г., был обусловлен созданием государственных оборонных холдингов и проводимой в связи с этим национализацией частных компаний («Иркут», УМПО, НПО «Сатурн» и других). Крупные частные собственники в ОПК, по сути, остались только в надводном кораблестроении и в производстве лёгкой бронетанковой техники. При этом, исходя из последней информации, «Объединённая промышленная корпорация», которая контролирует «Северную верфь» и «Балтийский завод», намерена продать эти предприятия государству .

Процесс создания госхолдингов, в которые, как отмечено выше, входят и гражданские предприятия, также объясняет резкий рост доли «гражданской» выручки Топ-20. В 2009 г. она увеличилась на 8,8 % и составила 29,5 %.

Доля внутреннего рынка в совокупной выручке Топ-20 растет уже несколько лет подряд – в 2009 г. она увеличилась на 11,9 п. п. (в 2008 г. – на 7,5 п. п.) и составила 60,4 %. Это еще раз свидетельствует о росте роли гособоронзаказа для российских предприятий ОПК, что особенно важно в период кризиса. Однако, несмотря на наличие этого тренда, экспорт продолжает играть весьма значительную роль в обеспечении финансово-экономического благополучия отечественных оборонных компаний.

Общая сбалансированность источников выручки российского ОПК проиллюстрирована на рисунке 4. Как можно заметить, в 2009 г. компании преимущественно ориентировались на внутренний рынок, а именно на гособоронзаказ (ГОЗ). Очевидно, это стало следствием наступившего в промышленности кризиса, где ГОЗ де-факто выступил одним из инструментов господдержки. Между тем лидеры рэнкинга демонстрируют более-менее сбалансированную структуру доходов по линии экспорт / внутренний рынок. «Алмазу – Антею» даже удалось достичь в этом отношении некоего идеала (известно, что концерн давно загружен работой по ЗРС С-400 для Минобороны РФ). Исключением здесь может служить только ОАК, для которой рост внутренних работ в 2008–2009 гг. связан с конъюнктурным всплеском – единовременной закупкой ВВС РФ 31 истребителя МиГ-29СМТ/УБТ, от которых ранее отказался Алжир. Однако будущий провал в ГОЗ корпорации могут компенсировать растущие поставки гражданской авиатехники (SSJ-100, Ан-148), и в перспективе ОАК, вероятно, переместится в квадрат I либо IV. В свою очередь, УВЗ, очевидно, в скором времени переместится в квадрат IV, учитывая скорое завершение крупного танкового контракта с Индией, возобновление заказов РЖД в прежних объемах, а также высказывание заместителя министра обороны РФ Владимира Поповкина о намерении прекратить внутренние закупки танков Т-90 и финансирование НИОКР по перспективному танку «объект 195» .

Анализ по военной выручке

Военная выручка предприятий Топ-20 в 2009 г. выросла по сравнению с общей незначительно – на 16,7 %, до 389 млрд руб. (в 2008 г. – прирост составил 15 %). Это подтверждает предположение о том, что рост общей выручки Топ-20 был обусловлен во многом благодаря учету результатов гражданских предприятий, входящих в ОАК и ОДК. Примечательно, что ОДК, занимающая третью позицию в общем рэнкинге, в военном находится лишь на шестом месте, поскольку основной объем ее работ – это гражданские заказы (в том числе в интересах нефтегазовой промышленности).

Бесспорным лидером по военному производству уже много лет является концерн ПВО «Алмаз – Антей». В 2009 г. к нему приблизилась ОАК, а затем, как обычно, с большим отрывом следуют все остальные участники. Основой экспорта «Алмаза – Антея» в 2009 г. предположительно является поставка партии ЗРС С-300ПМУ2 в Китай . В рамках ГОЗ известно, что концерн передал в 2009 г. в войска ПВО России второй серийный дивизион ЗРС С-400, а также некоторое количество ЗРС «Тор-М2» .

ОАК в 2009 г. поставила на экспорт 41 истребитель семейства Су-30: 20 в Индию (два готовых и 18 машинокомплекты), 14 в Алжир, шесть в Малайзию и один в Индонезию. В ВВС РФ, помимо упомянутого выше 31 истребителя МиГ-29, были переданы два фронтовых бомбардировщика Су-34, построены три учебно-тренировочных самолета Як-130 (фактическая их передача ВВС была произведена в феврале–марте 2010 г.), проведена модернизация бомбардировщиков Ту-160, Су-24М, истребителей Су-27, МиГ-31  и других самолетов. Также ОАК вела НИОКР по истребителю пятого поколения Т-50.

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), которая заняла третью позицию в военном рэнкинге, преимущественно поставляла авиационное вооружение. При этом для корпорации «огромное политическое и моральное значение»  имело увеличение ГОЗ. Именно благодаря внутреннему заказу КТРВ удалось удержать выручку на уровне предыдущего года, однако учитывая, что рентабельность заказов в рамках ГОЗ ниже, чем у экспортных контрактов, чистая прибыль корпорации упала . Среди перспективных экспортных рынков гендиректор корпорации Борис Обносов выделяет Вьетнам. Рынок Китая, по его мнению, близок к насыщению, а на рынке Индии быстро возрастает конкуренция.

«Вертолеты России», занявшие четвертое место, произвели в 2009 г. для российских и иностранных заказчиков 183 вертолета военного и гражданского назначения (по сравнению с 169 вертолетами в 2008 г.) . Лидером стал Казанский вертолетный завод (85 вертолетов), за ним следуют Улан-Удэнский вертолетный завод (60), «Роствертол» (15), Кумертауское АПП (13) и ААК «Прогресс» им. Сазыкина (10). Порядка 120 вертолетов ушло на экспорт . Известно о поставках вертолетов семейства Ми-17 в Афганистан (13), Азербайджан (шесть), Иран (пять), Боливию (не менее двух) и другие страны. Главным событием на внутреннем рынке стала передача ВВС первых десяти серийных боевых вертолетов Ми-28Н производства «Роствертола».

Пятое место у «Уралвагонзавода», продукция которого – танки Т-90С, уже третий год подряд составляет основу российского экспорта ВВТ для сухопутных сил. В 2009 г. Индии было передано до 100 готовых танков Т-90С и, возможно, еще несколько десятков машинокомплектов для их сборки. Российская армия в 2009 г. закупила 63 новых танка Т-90А и модернизировала на УВЗ около 40 танков Т-72Б до уровня Т-72БА, для Министерства обороны изготавливались также бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1.

ОДК и ММПП «Салют» заняли соответственно шестую и восьмую позиции. Основа их военной выручки – это авиадвигатели АЛ-31Ф для истребителей Су-30. Помимо двигателей, которые поставлялись в рамках трансфертов самолетов (упомянуты выше), реализовывались и отдельные экспортные контракты. «Салют» в 2009 г. поставил по отдельным контрактам предположительно 122 двигателя АЛ-31ФН для китайских истребителей J 10. А НПО «Сатурн» (входит в ОДК) продолжило разработку двигателя АЛ 55И для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36. Увеличились работы по гособоронзаказу в основном в рамках «самолетных» контрактов.

«Севмашпредприятие», реализующее главную программу ВМФ РФ – строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955, – заняло в военном рэнкинге седьмое место . В 2009 г. «Севмаш» начал заводские испытания головного РПКСН пр. 955 «Юрий Долгорукий», совершившего в июне первый выход в море. Также был завершён стапельный период строительства многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) пр. 885 «Северодвинск» и заложена однотипная АПЛ «Казань».

О внешнеэкономической деятельности ВПК «НПО машиностроения» (девятое место) хорошо известно – это работы с Индией в рамках СП BrahMos. По словам руководства компании, экспорт приносит НПОмаш около 40 % выручки . Также в 2009 г. получила развитие программа берегового противокорабельного ракетного комплекса «Бастион» с ракетами «Яхонт» – по одному комплексу было изготовлено для ВМФ России и для Вьетнама (фактическая поставка последнего была произведена весной 2010 г.). Учитывая профиль работы предприятия – создание межконтинентальных баллистических ракет, а также противокорабельных ракет, основные работы в рамках ГОЗ не афишируются.

ЦС «Звёздочка» (десятое место) передал в ВМФ РФ в 2009 г. морской транспорт вооружения «Звёздочка» пр. 20180. Очередная модернизированная ДЭПЛ пр. 877ЭКМ ВМС Индии, очевидно, будет передана только в 2011 г.

В заключение отметим не попавшие в первую десятку крупные предприятия надводного кораблестроения  и лёгкого бронетанкостроения. «Северная верфь» заявила у себя в отчётности о большей доле экспорта, однако учитывая, что о поставках военных кораблей на экспорт не сообщалось, речь, видимо, о гражданских заказах. Военно-морскому флоту РФ также верфь не передала в 2009 г. ни одного крупного корабля (строит корветы пр. 20380 и фрегаты пр. 22350). ПСЗ «Янтарь», в свою очередь, наконец завершил для ВМФ РФ многолетнее строительство сторожевого корабля пр. 11540 «Ярослав Мудрый». Однако поставки фрегатов пр. 11356M, которые строятся для Индии, планируется начать только с 2011 г.

Производство лёгкой бронетехники и артиллерии по своим масштабам сильно уступает авиа-, судо- и танкостроению. Гипотетический холдинг в этой отрасли (объединение Арзамасского машиностроительного завода, «Мотовилихинских заводов» и Курганского машиностроительного завода ) занял бы в 2009 г. девятую позицию. Основная загрузка этих предприятий обеспечивается внутренним ГОЗ. Исключением может стать только КМЗ, производящий БМП-3 и ведущий сейчас переговоры о модернизации крупной партии этих машин для вооружённых сил ОАЭ . Долгожданный контракт с Грецией на поставку более 400 БМП-3М в ближайшие годы вряд ли будет подписан.

Дмитрий Васильев, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

Партнеры