Турбореактивное «сердце» для самолета-амфибии

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева), основанный в 1934 г., по праву гордится тем, что только здесь сохранена и последовательно развивается школа создания гидросамолетов.

У истоков этой школы стоял Г. М. Бериев, талантливейший конструктор и руководитель. Посвятив свою жизнь гидроавиации, он создал целое семейство морских самолётов, многие из которых имели выдающиеся лётно-технические характеристики, о чем свидетельствуют десятки мировых рекордов, установленных на них.

В 1990 г. ТАНТК им. Г. М. Бериева возглавил Г. С. Панатов, прошедший путь от инженера-конструктора до генерального директора и генерального конструктора. С его именем связана новая эпоха в истории ТАНТК. Г. С. Панатов одним из первых понял, что необходимо предпринять для выживания предприятия в новых условиях, когда практически отсутствовал госзаказ. Собрав коллектив единомышленников, Г. С. Панатов сумел убедить многих в России и за рубежом в перспективности гидроавиации. Инициативные действия Геннадия Панатова позволили получить поддержку в создании Бе-200 со стороны Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Этот проект поддержали финансово-обеспечивающие образования в России и за рубежом, а также ряд поставщиков, в частности ГП «Ивченко-Прогресс» (генеральный конструктор И. Ф. Муравченко) и ОАО «Мотор Сич» (председатель совета директоров В. А. Богуслаев).

24 сентября 1998 г. с заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения взлетел первый прототип многоцелевой амфибии Бе-200. Знаменательны слова В. А. Богуслаева при этом событии: «Я очень горжусь тем, что на новом самолёте стоят двигатели последнего поколения, и уверен, что „сердце“ этого самолёта будет биться долго…»

Что же представляет собой «сердце» этой машины?

Силовая установка Бе-200 состоит из двух ТРДД нового поколения Д-436ТП с большой степенью двухконтурности и тягой на взлётном режиме 7500 кгс.

Мощные и высокоэкономичные двигатели обеспечивают максимальную скорость 710 км/ч, практический потолок 10 000 м, дальность полета 3600 км. Двигатель Д-436ТП соответствует всем действующим требованиям норм международной сертификации, а также международным стандартам по шумам и выбросам вредных веществ. Он обеспечивает низкий удельный расход топлива, обладает высокой надёжностью, оснащён эффективной системой контроля и диагностики, прост в обслуживании. Двигатель устойчиво работает при резких инверсиях температуры воздушного потока на входе в двигатель, что крайне важно для пожарного варианта Бе-200. Надо сказать, что успешно справиться с задачей создания «морской» модификации двигателя запорожским моторостроителям помог имевшийся у них более чем 40-летний опыт эксплуатации двигателей АИ-20Д на самолетах-амфибиях Бе-12.

При проведении сертификационных испытаний многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200 в Якутии в условиях низких температур наружного воздуха эксперты сертификационных центров ГосНИИ ГА и ЛИИ им. М. М. Громова, принимавшие непосредственное участие в проведении испытаний, сделали заключение, что Бе-200 может эксплуатироваться в условиях крайне низких температур. Даже при температуре –52° запорожские двигатели работали безотказно, вся программа полётов была успешно выполнена.

В соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной эти двигатели изготавливаются в рамках кооперации четырёх предприятий – ГП «Ивченко-Прогресс» (генеральный конструктор И. Ф. Кравченко), ОАО «Мотор Сич» (председатель совета директоров В. А. Богуслаев), московского ФГУП «ММПП „Салют“» (генеральный директор Ю. С. Елисеев) и ОАО «Уфимское МПО» (генеральный директор А. В. Артюхов) по техническому заданию Авиационного научно-технического комплекса им. А. Н. Туполева и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева.

Бе-200 – единственный в мире современный самолет-амфибия, оснащённый турбореактивными двигателями.

Идея создания самолёта-амфибии Бе-200 основана на принципе многоцелевого использования. Поэтому принятая концепция внутренней компоновки планера – водобаки под грузовым полом, большая свободная грузовая кабина наряду с применением герметичной лодки – даёт возможность гибкой эксплуатации самолета-амфибии в базовом противопожарном варианте круглый год, а также позволяет в ходе реализации программы строительства Бе-200 с минимальными издержками создавать целый ряд модификаций – от базового до пассажирского самолета-амфибии местных и региональных линий.

Главное назначение самолета-амфибии – борьба с лесными пожарами, ежегодный ущерб от которых составляет сотни миллионов долларов. Всё это происходит, как правило, в непосредственной близости от крупных водоёмов, рек и морей. В такой ситуации Бе-200 является идеальным средством тушения. Он берет на борт 12 тонн воды, при этом последующий забор производится из ближайшего от пожара водоёма на режиме глиссирования со скоростью 150–190 км/ч за 14 с. За одну заправку самолета топливом он способен сбросить на очаги пожара 270 т воды, что значительно больше, чем у лучшего западного аналога.

Кроме того, МЧС России заинтересовано в Бе-200, выполненном в варианте морского спасателя – со специальной радиолокационной поисковой станцией; поисковыми прожекторами; аппаратурой, необходимой для обнаружения людей, терпящих бедствие в море; средствами подбора пострадавших с воды; медицинской аппаратурой для диагностики, реанимации и т. п.

В дальнейшем, после дооборудования Бе-200 специальными системами, его предполагается использовать для поиска и нейтрализации паров сильнодействующих веществ, а также для обработки площадей химическими и биологическими препаратами.

По словам экспертов, самолет Бе-200 не имеет аналогов в мире, и Россия сохраняет лидирующие позиции в области гидроавиации.

Бе-200 – сегодняшний день гидроавиации, стартовавший от своего предка Бе-12. И дали жизнь уникальной амфибии ученые, конструкторы и специалисты Украины и России.

Партнеры