55 лет на службе ВМФ

30 ноября 2009 года исполнилось 55 лет со дня выхода приказа министра оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинова №860 с поручением начальнику Технического управления, начальнику 1-го Главного управления, директорам ЦНИИАГ (г. Москва) и КЭМЗ (г. Ковров) о создании на КЭМЗ филиала ЦНИИАГ в количестве 150 человек для работы по стабилизаторам танкового вооружения. Этот приказ и определил рождение Всероссийского научно-исследовательского института «Сигнал».

Естественно, на первых порах развития института работы совместно с сотрудниками ЦНИИАГ по оказанию технической помощи КЭМЗ в серийном освоении первых отечественных стабилизаторов танкового вооружения «Горизонт», «Ливень», «Циклон» являлись одними из основных, так как ради этого и рождался институт. Но это направление работ не оказалось единственным. Институт, только еще встающий на ноги, стал получать технические задания на новые разработки.

Одной из главных особенностей, определивших всю последующую деятельность коллектива «ВНИИ «Сигнал», является то, что практически с первых же дней становления, уже в 1956 году, ему были поручены не научно-исследовательские, а опытно-конструкторские работы, причем сложнейшие, пионерские для того времени, по созданию систем наведения и стабилизации (СНС) вооружения и локационных станций зенитных артиллерийских самоходных установок (ЗСУ) «Шилка» и «Енисей».

Необходимо отметить, что в то время ни в СССР, ни за рубежом еще не было ни одной ЗСУ, в которой обеспечивались бы автоматический поиск, захват и сопровождение цели. Для приводной техники того времени требования по скоростям, ускорениям и точности наведения были предельно достигаемыми.

В 1960 году институту была поручена разработка системы следящих приводов (изделие ЭСП «ЗИФ-121») для пусковой установки «ЗИФ-121» корабельного реактивного комплекса пассивной обороны ПК-2.

Вот с этого момента коллектив «ВНИИ «Сигнал» постоянно и с возрастающим объемом ведет работы по созданию, модернизации, изготовлению и оказанию помощи в эксплуатации самых различных систем, устройств и приборов в интересах ВМФ.

Основными направлениями работ в интересах ВМФ в настоящее время являются: системы наведения и стабилизации комплексов вооружения (АК-630, АК-306, «Кортик», «Каштан», «Пальма», «Универсал» и др.); систем управления подводными аппаратами («Дельфин», «Маевка», «Колокол» и др.); управляемые многоканальные опорно-поворотные устройства для различных антенных постов («Палубник», «Астроном» и др.); преобразователи энергии, в том числе системы энергопитания; сервисная аппаратура для настройки, контроля, ремонта всех видов изделий, разрабатываемых и изготавливаемых «ВНИИ «Сигнал».

Основной задачей при выполнении работ по всем отмеченным направлениям «ВНИИ «Сигнал» считает обеспечение высоких показателей качества систем и средств их обслуживания, позволяющих повысить тактико-технические и эксплуатационные характеристики финальных комплексов, а следовательно и их конкурентоспособность на мировом рынке вооружений.

Сформулированная задача реализуется следующими основными путями.

На этапе разработки

- Учетом опыта эксплуатации отечественных и зарубежных аналогов, требований и пожеланий головных предприятий и инозаказчика, технологических и производственных возможностей предприятий-смежников.

- Внедрением перспективной элементной базы, новых технологических решений (патенты, «ноу-хау») и современных технологий.

- Обеспечением ресурса модернизации и адаптации продукции к растущим перспективным требованиям отечественного и экспортного использования.

- Обеспечением патентной защиты разрабатываемых изделий.

На этапе изготовления

- Обеспечением жесткого контроля качества материалов, комплектующих, технологии изготовления деталей, приборов, изделий.

- Широким использованием автоматизированных систем контроля (АСКИО) на всех этапах изготовления и испытаний продукции, гарантирующих достоверность полученных данных и сводящих к минимуму влияние человеческого фактора.

- Проведением расширенного объема автономных испытаний продукции, в том числе механических, климатических и полунатурных стендовых с воспроизведением характеристик объекта управления, внешних возмущающих факторов и аппаратно-информационного сопряжения СНС с системами управления комплексов.

На этапе отладки и испытаний в составе комплексов

- Участием представителей предприятия в работах на всех этапах отладки комплекса, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы и учесть в конструкции СНС все особенности их эксплуатации в составе комплекса.

- Использованием разрабатываемых предприятием автоматизированных средств отладки и контроля СНС, что облегчает и ускоряет ввод изделий в эксплуатацию, повышает достоверность полученных данных, позволяет оперативно реализовать дополнительные требования к СНС, возникающие в процессе отладки и испытания комплексов.

На этапе эксплуатации

- Участием представителей предприятия в обслуживании изделий в процессе эксплуатации, что позволяет улучшить качество обслуживания СНС и систематизировать информацию об изделиях в течение всего их жизненного цикла.

- Проведением технического обучения представителей заказчика.

- Поставкой заказчику нестандартизованного оборудования и ремонтной документации, что облегчает эксплуатацию изделий, обеспечивает плановый ремонт на базах и в сервисных центрах, а также расширяет область сотрудничества.

Важное место на всех отмеченных выше этапах работ в «ВНИИ «Сигнал» уделяется рекламной работе, участию в международных выставках, защите разработок патентами на изобретения.

Такой подход к обеспечению жизненного цикла изделий позволяет поддерживать на высоком уровне их характеристики, а главное вести их постоянное совершенствование.

Это можно наглядно продемонстрировать на примере создания и внедрения в жизнь трех поколений корабельных следящих приводов, построенных на базе двигателей переменного тока (асинхронных и синхронных).

В развитии принципов построения ПНС переменного тока можно выделить три поколения:

– первое, с 1980 по 1990 годы – ПНС с асинхронными двигателями, частотно-амплитудным управлением и преобразователями на базе тиристоров;

– второе, с 1990 по 2000 годы – ПНС с асинхронными двигателями, векторным управлением и преобразователями на базе полностью управляемых транзисторов;

– третье, с 2000 года – ПНС с синхронными двигателями с высококоэрцитивными магнитами на роторе, векторным управлением и преобразователями на базе IGBT-модулей.

В результате целенаправленного постоянного совершенствования КПД ПНС повышен на 30%, быстродействие в 2,5 раза и точность – в 2 раза.

Хочется отметить то, что до настоящего времени военно-морской флот далеко не исчерпал возможности «ВНИИ «Сигнал», который является головным предприятием в стране в области наземных средств навигации и топопривязки, гидравлических систем и устройств, средств автоматизированного направления огнем сухопутной артиллерии. Многие решения по этим направлениям, например такие как автоматическое восстановление наводки после выстрела, системы гирокурсокреноуказания, датчиковая аппаратура самого широкого назначения, могут и должны использоваться многими предприятиями, работающими на нужды ВМФ, а «ВНИИ «Сигнал» готов на расширение взаимовыгодных контактов с ВМФ и другими заказывающими управлениями Министерства обороны.

Генеральный директор ОАО «ВНИИ «Сигнал» А.И. Сдвижков
Главный конструктор направления ОАО «ВНИИ «Сигнал» Б.В. Новоселов

Партнеры