«Страна, не производящая собственных двигателей, теряет транспортную экономическую и военную безопасность».
В.В. Лашманов – главный конструктор ООО «УДМЗ»
Дизельное производство ООО «УДМЗ» было и остается продуктом двойного назначения, для рынка и изделий государственного заказчика. С 2008 года ООО «УДМЗ» находится в составе транспортного холдинга ОАО «Синара – Транспортные машины» и дизели ДМ-21 широко используются в маневровых тепловозов ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» мощностью ль 880 кВт до 1400 кВт.
Определяющей продукцией ООО «УДМЗ» являются семейство дизелей с заводской аббревиатурой «ДМ-21», которые включают модификации:
– 6-цилиндровый дизель ДМ-21 мощностью 1050-1500 л.с.;
– 8-цилиндровый дизель ДМ-21 мощностью 1300-2000 л.с.;
– 12-цилиндровый дизель ДМ-21 мощностью 2000-3000 л.с.
При создании конструкции дизелей ДМ-21 учитывались тенденции мирового дизелестроения, конструкции базовых деталей защищены 4 авторскими свидетельствами и 2 патентами РФ, что позволяет и в настоящее время обеспечить их высокие технико-экомические показатели, находящиеся на уровне аналогичных показателей зарубежных дизелей того же класса в серийном производстве, в том числе и для Государственного Заказчика.
Компактность дизелей типа ДМ-21 оценивается особенностью схемных решений конструкции, а их надежность и ресурс – применением на базовых деталях высоколегированных материалов, в частности:
– блок-картера с закрытыми торцевыми стенками из чугуна с шаровидным графитом (ЧВГ-35 или СЧ-35);
– втулки цилиндра с толстостенным силовым буртом и сквозными отверстиями в силовом бурте из чугуна с вермикулярным графитом (ЧВГ-40);
– вала коленчатого азотированного из легированной стали 18Х2Н4МА с электрошлаковым переплавом;
– шатуна из высоколегированной стали с жесткой нижней головкой и 80% прилеганием шлицевого соединения с крышкой;
– поршня составной с головкой из жаропрочной стали 13Х11Н2В2МФ и тронком из алюминиевого сплава АК-7 с лазерным упрочнением огневого днища, с наплавкой седел клапанов сплавом на основе никеля и кобальта – Stellete;
– вкладышей подшипников коленчатого вала и бронзы ОС1-22 с трехкомпонентным гальваническим покрытием никеля и кобальта – Stellite;
– клапана из жаропрочной стали 45Х14Н14В2М с азотированным штоком и наплавкой фаски сплавом ВЗК;
Приобретенный 70-летний опыт создания и производства дизельных двигателей позволил ООО «УДМЗ» в 1990-х годах взяться за выполнение заказов по созданию неядерной энергетики для судов с неограниченным районом плавания – типоряда автоматизированных дизель-генераторов.
В результате работ, проведенных на ООО «УДМЗ», конструкторское бюро кораблей и ВМФ России впервые получают с одного предприятия страны, унифицированные дизель-генераторы:
– АДГ-630 мощностью 630-700 кВт;
– АДГ-1000, АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт;
– АДГ-1600 мощностью 1600-1700 кВт;
с выполнением всех требований по живучести и стойкости к внешним воздействиям (нормам ударостойкости, нормам поражающих факторов ядерного взрыва, воздействию магнитных полей, крену и дифференту).
Материалы узлов и деталей дизель-генераторов обладают высокой коррозионной стойкостью, их высокие показатели надежности (долговечности) обеспечивают:
– ресурсом заводского (капитального) ремонта – 36 тыс. ч;
– ресурсом до списания – 60 тыс. ч;
– срок службы до списания – 30лет.
На этапе эксплуатации ВМФ России получит от ООО «УДМЗ» сопровождение, на протяжении всего жизненного цикла взаимодействуя с базами кораблей по техническому обслуживанию и ремонту, поставкам запасных частей, использованию ГСМ и охлаждающих жидкостей, вспомогательного оборудования и обучению личного состава.
Типоряд дизель-генераторов АДГ-630, АДГ-1000 (1000НК), АДГ-1600 обеспечивают специфические требования, предъявляемые заказчиком:
– высокая надежность запуска на ограниченный объем газохода, как дистанционно-автоматически, так и с местного поста управления (МПУ) одним человеком;
– запуск на заказе при отсутствии всех видов электропитания (380В и 24В);
– высокий уровень автоматизации;
– работоспособность при высоком противодавлении на выхлопе по условиям эксплуатации.
В общую систему управления ДГ включена специально разработанная автоматическая система пневмостартерного пуска, которая по заданному алгоритму обеспечивает:
– предпусковую прокачку топливом и маслом;
– проворот коленвала для исключения гидроудара в случае попадания воды в цилиндры дизеля;
– запуск дизеля;
– дополнительную подачу воздуха во впускной патрубок турбокомпрессора при пуске ДГ на ограниченный объем газоотвода.
Система пневмостартерного запуска обеспечивает пуск ДГ при отсутствии на заказе электроэнергии и гидравлики и наличии только сжатого воздуха от автономных судовых баллонов.
Система автоматизированного управления (САУ) разработки ФГУП «НПО Автоматики» выполнена на микропроцессорной базе, обеспечивает дистанционное автоматизированное управление по заданному алгоритму и выполнение следующих функций:
– пуск; подготовку к приему нагрузки; управление; контроль работы; останов; аварийный останов; аварийную и предупредительную сигнализацию;
Встроенные в САУ электронный регулятор частоты вращения обеспечивает:
– автоматическое регулирование частоты вращения не ниже 2-го класса по ГОСТ 10511-82;
– устойчивую работу ДГ в диапазоне нагрузок от 0 до 110%;
– устойчивую параллельную работу 2-х и 3-х ДГ;
– кратковременную параллельную работу с внешней сетью.
Пусковые характеристики ДГ как резервного, так и основного источника электропитания определяются:
– временем пуска при температуре воздуха и охлаждающей жидкости 80≤8 с;
– временем пуска до готовности к приему нагрузки при температуре не ниже 200 °С – не более 20 с (для резервного ДГ).
Требование по поддержания ДГ в горячем резерве обеспечено за счет автономной системы, установленной на ДГ, которая производит разогрев ОЖ в системе охлаждения и масла в системе смазки дизеля, за счет электронагревателей, установленных в теплообменнике, а специальные насосы обеспечивают прокачку разогретых сред по системе.
Автоматическое поддерживание заданной температуры, при нахождении ДГ в горячем разогреве осуществляется системой управления по сигналам датчиков, установленных в теплообменнике.
Созданные на базе дизельных двигателей 6, 8, 12ДМ-21С типоряды автоматизированных дизель-генераторов АДГ-630 АДГ-100 (1000НК), АДГ1600, предназначенных в качестве основных и резервных источников электропитания для судов с неограниченным районом плавания, отвечают требованиям ВМФ РФ:
– по компоновке и агрегатированию;
– по мощности и удельным показателям;
– по качеству и вырабатываемой электроэнергии;
– по системе автоматизации;
– по надежности ресурса.
Типоряд дизель-генераторов АДГ производится на ООО «Уральском дизель-моторном заводе» в соответствии с заказами заводов – строителей кораблей.
Кроме того, на базе дизеля ДМ-21 мощностью от 1000 до 3000 л.с. в интересах ВМФ РФ могут быть созданы дизель-редуктивные агрегаты, а также дизель-генераторы в качестве электропитания для нужд береговой энергетики.
Общество с ограниченной ответственностью
«Уральский дизель-моторный завод»
620017, г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18
Факс (343) 331-19-07, тел. (343) 278-45-02
e-mail: mail@udmw.ru
www.udmw.ru