Потенциальные возможности создания универсальных и специализированных бронированных колесных машин на узлах и агрегатах многоцелевых полноприводных автомобилей

Уже в ходе боевых действий в Афганистане остро проявилась опасность подрыва мобильных машин всех типов на минах и фугасах. В то время адекватного решения этой проблемы не было найдено, хотя определенный зарубежный опыт создания подобных машин имелся. Бронеавтомобили типа «Выстрел» также не могут защитить экипаж и десант при подрыве на противотанковой мине или взрывном устройстве аналогичной мощности.

Отдельные черты, которые позднее получили развитие в ЮАР, применялись уже в войсках США, действовавших во Вьетнаме (так называемые автомобили типа «Гантмак»), однако бронеавтомобили с противоминной защитой впервые появились именно в Южной Африке. Достаточно долгое время их распространение было весьма ограничено, а специфическая конструкция во многом определяла облик системы транспортных и боевых машин ЮАР.

Развитие противоминной защиты началось в ЮАР на вооруженных грузовых автомобилях, обеспечивавших сопровождение автомобильных колонн в условиях партизанской войны, в ходе которой широко использовалось минирование дорог при помощи достаточно мощных взрывных устройств, преимущественно фугасного типа. В конечном счете опыт боевых действий привел к формированию весьма оригинального типа бронированных автомобилей – шасси грузового автомобиля, оборудованное высоко поднятой бронированной кабиной или кузовом с мощным V-образным днищем и рядом внутренних приспособлений, снижающих воздействие взрыва на перевозимый личный состав и экипаж машины.

Так, например, БТР «Буффель» (рис. 3) и «Рино» имеют V-образную форму днища, обеспечивающую защиту экипажа от детонации противопехотных и противотанковых мин – сообщалось, что машина выдерживает взрыв двух советских противотанковых мин ТМ-57 под любым колесом, пуль стрелкового оружия винтовочного калибра и осколков снарядов. Окна одноместной кабины имеют пуленепробиваемые стекла. Машина имеет открытый сверху бронекузов (высота бортов кузова соответствует уровню глаз сидящих солдат), рассчитанный на перевозку десяти солдат с полным снаряжением. Над кабиной и в задней части кузова могут быть установлены пулеметы.

Характерно, что при создании этих машин сразу предпринимались попытки формирования семейств однотипных мобильных систем оружия с различной боевой массой и повышенным уровнем противоминной защиты.

Накопленный опыт нашел отражение в системе требований, которые вооруженные силы ЮАР предъявляют к бронеавтомобилям для сухопутных войск и которые лежат в настоящее время в основе всех конкурсных требований при проведении тендеров в этой стране. В частности, по этим требованиям компанией IVEMA был разработан бронетранспортер (44) нового поколения «Gila», который прошел испытания в мае 2006 года. Он предназначен для использования в моторизированных подразделениях пехоты, как для выполнения боевых задач, так и для разного рода миротворческих операций (как для экспорта, так и для южноафриканских вооруженных сил).

Днище корпуса машины имеет V-образную форму, за счет чего достигается противоминная защита более высокого уровня, чем по требованиям НАТО. Баллистическая защита соответствует уровню 1 стандарта НАТО, однако может быть увеличена до уровня 3, за счет применения накладной брони, что допускают усиленные мосты. Специальные вставки в колеса позволяют машине двигаться на пробитых шинах и обеспечивают тактическую мобильность в критических ситуациях. В машине стандартной комплектации могут разместиться 2 члена экипажа и 9 десантников. На крыше машины расположена легкая башня, на которую может быть установлена пушка или пулемет. В кормовой части установлен пулемет калибра 7,62 мм.

Близкие по замыслу бронеавтомобили БТР Mk-2 разработаны в 1998-2000 годах и изготавливаются предприятием «Мануфактурер Виндхукер Машиненфабрик» (Намибия).

Американская армия обратила внимание на автомобили такого типа после того, как вплотную столкнулась с минной опасностью в ходе боевых действий на Ближнем Востоке – 63% убитых и 6 % раненых военнослужащих США в Ираке в 2003-2007 годы приходятся на потери от самодельных взрывных устройств. Теперь США используют в локальных войнах подобные двухосные и трехосные машины массой 16-38 тонн, количество которых в 2006 году составляло 220 шт. (рис. 5, 6). В 2007 году США срочно приняли на вооружение бронеавтомобиль «International Maxx Pro» фирмы NAVISTAR INTERNATIONAL, чтобы как можно быстрее применить его в передовых частях Вооруженных сил США в Ираке. Проблема оказалась настолько острой, что Пентагон мобилизовал на выполнение заказа всех своих наличных поставщиков, причем затраты на доставку броневика воздухом из США в Ирак (750 тыс. долл.) существенно превышают стоимость самого автомобиля (548 тыс. долл.).

Проект «International Maxx Pro» фирмы Navistar, как и его конкуренты, базируется на шасси полноприводного многоцелевого грузового автомобиля с двигателем мощностью 330 л.с. На это шасси установлено бронированное боевое отделение на 6 человек, защищенное снизу V-образной плитой. Утверждается, что бронеавтомобиль способен обеспечить защиту экипажа при наземном взрыве мины с зарядом ВВ массой до 7 кг в ТЭ.

НПЦ СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана учел описанные выше тенденции и провел оценку возможности создания на узлах и агрегатах автомобилей, выпускаемых ОАО «КамАЗ», бронеавтомобилей с повышенным уровнем противоминной защиты.

Результатом этой работы стало создание вместе с ОАО «КамАЗ» семейства тяжелых бронеавтомобилей с колесной формулой 66 и 88, с использованием узлов и агрегатов серийных автомобилей «КамАЗ» с корпусом, обеспечивающим высокую противоминную защиту – от типовых противотанковых мин, фугасов с зарядом до 6 кг ТЭ и т.д. (от ОАО «КамАЗ» разработкой руководил директор программы «Специальные автомобили» Р.А. Азаматов).

Вначале предполагалось изготовить более сложный 4-осный образец со всеми управляемыми колесами, однако из-за недостатка средств и сжатых сроков выполнения работы пришлось ограничиться изготовлением только 3-осного автомобиля. Противоминная стойкость автомобиля обеспечивалась оптимизированной формой жесткого клиновидного днища из бронелистов повышенной толщины, круговой защитой моторного отделения, большой высотой размещения экипажа (что ослабляло воздействие ударной волны), разнесенным днищем в десантном отсеке и специальной конструкцией кресел.

Бронеавтомобиль разрабатывался для размещения башенного комплекса вооружения, унифицированного с вооружением БМП-2 или БТР-90. Позднее стала очевидной необходимость безбашенной модификации такого автомобиля, которую можно использовать как шасси для размещения различного вооружения, а также как «бронеавтобус» для эвакуации гражданского населения зоны боевых действий в локальных конфликтах. Такая модификация также была разработана (в 3-осном исполнении). Последующие события в Южной Осетии подтвердили полезность и эффективность этой машины, которая, к сожалению, была изготовлена только в одном образце, и дальнейшие работы по ней сейчас не проводятся.

Потенциальные возможности создания специальных машин на основе узлов и агрегатов многоцелевых машин этим не ограничиваются.

Так, например, в феврале 2006 года в ходе осмотра КамАЗ-43269 «Выстрел» командующий ВДВ неожиданно предложил разработать плавающую модификацию этого бронеавтомобиля с целью его использования в качестве разведывательно-дозорной машины. При этом требовалось обеспечить возможность десантирования машины парашютным способом на существующих платформах, а также полностью сохранить агрегатную унификацию и уровень защиты КамАЗ-43269.

Вначале требования по мореходности были достаточно ограниченными, что позволяло использовать в качестве водоходного движителя колеса, а требования по бортовому комплексу вооружения не предъявлялись. Позднее, в ходе согласования задания, требования к скорости движения на воде были настолько повышены, что их выполнение стало возможным только при использовании специального водоходного движителя. Было также предложено рассмотреть возможные варианты размещения на машине пулеметного и даже пушечного вооружения.

Задача представлялась крайне сложной, учитывая, что агрегатная база заимствовалась от многоцелевого дизельного грузового автомобиля, что предопределяло ограничения по общей компоновке, так и создавала большие проблемы с получением приемлемой снаряженной массы и габаритных размеров машины. Дополнительные проблемы вызывались требованием парашютного десантирования на платформе, доработанной под модификацию 2-осного автомобиля КамАз-43261 для ВДВ.

Тем не менее НПЦ СМ МГТУ им. Н.Э. Баумана было в конечном счет найден приемлемый вариант, основанный на использовании ряда подходов, совершенно не типичных для плавающих машин такого типа. На основе этих предложений ОАО «КамАЗ» под руководством директора программы «Специальные автомобили» Р.А. Азаматова был построен опытный образец плавающего автомобиля и начаты его испытания.

Таким образом, описанными выше работами доказана возможность и эффективность создания предельно широкого семейства унифицированных колесных машин, колесных шасси и многоцелевых автомобилей, построенного на основе принципа «обратной унификации» с опорой на массовое автомобильное производство. На основе исследований ВАБТВ и МВТУ (МГТУ) им. Н.Э. Баумана тактические элементы этого образца были определены до начала разработок БРМ «Кентавр».

При этом главным вопросом был выбор основной производственной базы. Проведенные оценки показали, что из всех предприятий автомобильной промышленности поставленная задача может быть решена только силами ОАО «КамАЗ», поэтому дальнейшие работы велись МВТУ им. Н.Э. Баумана только с участием ПО (позднее ОАО) «КамАЗ» в различных организационных формах и продолжаются до настоящего времени.

В развитых западных странах накоплен опыт, позволяющий в сжатые сроки разработать и организовать производство боевых колесных машин с установкой на них любых видов обычного и перспективного оружия, причем основные инженерные проблемы давно решены (по компоновке, защите, рациональной унификации шасси и вооружения) в рамках принятых оперативных концепций. Определено также место БКМ в системе вооружения (уже на момент начала работ БКМ состояли на вооружении более 100 стран мира, причем на них устанавливались практически все известные на тот момент системы вооружения).

Проработками ОАО «КамАЗ» и МГТУ им. Н.Э. Баумана в содружестве с ЦНИИточмаш, ВАБТВ и рядом других организаций доказана возможность создания на производственной базе ОАО «КамАЗ» уникального по широте и ТТХ семейства колесных машин и колесных шасси, но только его отдельные составные части были постепенно реализованы и доведены до серийного производства.

Это предложение предусматривало расширение семейства на БКМ различных типов (БМП), специальные локально-бронированные и небронированные автомобили, плавающие транспортеры и т.п. Был достигнут общий коэффициент унификации по этим шасси на уровне до 78% с действовавшим и перспективным на тот момент производством «КамАЗ». Аналогов такого семейства ни на тот момент, ни сегодня в мире нет.

Военно-технико-экономическая оценка, выполненная в ходе этих работ, показала чрезвычайно высокую эффективность предлагаемого решения проблемы. Так, например, при эксплуатации в мирное время артиллерийские системы на колесной базе позволяют значительно (в 1,51 раза за весь срок службы) снизить затраты и одновременно (в 3,125 раза) интенсифицировать боевую подготовку за счет увеличения нормативов годовых пробегов шасси.

Потребность в простых, массовых и надежных бронеавтомобилях, отличающихся ремонтопригодностью, большими межремонтными пробегами и способными решать многочисленные задачи по обеспечению боевых действий в локальных конфликтах и конфликтах малой интенсивности, чрезвычайно велика.

Особенно большое значение в современных локальных конфликтах приобретают машины, способные обеспечить выживаемость личного состава (возможно также эвакуацию гражданского населения) при подрыве на минах и фугасах, тем более что подобная техника в настоящее время в России отсутствует.

Не менее острой будет потребность в семействе полномасштабных тяжелых колесных машин в ходе развития мобильных группировок сухопутных войск.

К сожалению, результаты описанных работ до настоящего времени почти не использованы.

Главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана, к.т.н. С.Д. Попов

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры