Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Охраняя морские рубежи

22 октября 2009 года отмечает 60-летний юбилей известная далеко за пределами России проектная организация в области военного кораблестроения – Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».

В настоящее время, после объединения в 1998 года с Западным ПКБ, ОАО «ЦМКБ «Алмаз» представляет собой многопрофильное бюро, номенклатура проектов которого охватывает почти весь спектр кораблей и судов для надводного кораблестроения малого и среднего водоизмещения.

У истоков отечественного пограничного катеростроения стоит конструктор-ское бюро, созданное 15 марта 1932 года при верфи Морпогранохраны. Это самостоятельное подразделение, изначально насчитывавшее не более 10 человек, является прямым предшественником Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». Катера и корабли, построенные по проектам Бюро, всегда составляли основу морских пограничных частей страны. Это проекты 199, 125А, 1400, 1398, 1207, 205П, 1241-2.

В рамках комплексного подхода к решению задачи охраны морской границы ЦМКБ «Алмаз» разработало для морских пограничников «Систему катеров и кораблей для охраны государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа», отвечающую требованиям сложившейся военно-политической обстановки в мире, а также кругу задач, стоящих перед Береговой охраной. В круг этих задач входит охрана территориальных вод, контроль над соблюдением режима рыболовства в закрытых морях и 200-мильной исключительной зоне, охрана природных ресурсов и экологический мониторинг. В упомянутую систему вошли быстроходные патрульные катера проектов 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь», 14310 «Мираж», а также пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 10410 «Светляк» и другие.

Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов, позволяют по-новому строить систему патрулирования границы. На катерах типа «Соболь» и «Мираж» такая скорость стала возможной за счет применения комплекса автоматически управляемых днищевых интерцепторов. Данная система позволяет значительно повышать скоростные характеристики катера без увеличения мощности пропульсивной установки, а также добиваться ощутимого  умерения   бортовой качки

(в 1,5-2 раза), что улучшает не только мореходные качества, но и обитаемость. Патрульному катеру-перехватчику «Соболь» водоизмещением 60 тонн она обеспечила прирост скорости хода на 18-19 узлов и он способен развить до 48 узлов полного хода. 120-тонный катер «Мираж» благодаря данному комплексу стал мировым рекордсменом по скорости в своем классе: он смог развить 51,2 узлов полного хода.

Уникальная система механизации днища была разработана коллективом ЦМКБ «Алмаз» совместно с другими отечественными научно-исследовательскими и проектными организациями, в том числе ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ГосНИЦ ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, МАИ, 1-й ЦНИИ МО, ГУК МО Российской Федерации. Авторский коллектив за разработку и внедрение этой уникальной идеи был удостоен Премии Правительства РФ.

Система кораблей и катеров, предлагаемая ЦМКБ «Алмаз» для охраны морских пограничных пространств, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и конвенционных районов, позволяет обеспечить выполнение всего спектра стоящих перед Береговой охраной задач. При этом необходимо подчеркнуть, что система создания единого морского корабельного комплекса на базе кораблей и катеров, разработанных ЦМКБ «Алмаз», имеет ряд таких преимуществ, как единый подход к проектированию, высокая унификация технических средств, вооружения, систем связи и навигации, выполненных с учетом требований Береговой охраны пограничной службы ФСБ России. Система кораблей и катеров разработана с учетом того, что современные технические средства, позволяющие создать интегрированную систему охраны госграницы, дают возможность более оперативно использовать имеющиеся силы и средства. Корабли и катера, входящие в систему, оснащены навигационно-тактическими комплексами и интегрированными мостиковыми системами, имеют максимальную автоматизацию управления кораблем, его вооружением и техническими средствами.

Условное разделение охраняемой акватории на три контрольные зоны позволяет задействовать силы и средства, отвечающие параметрам «стоимость/эффективность». В прибрежной зоне (3 мили), к которой относятся территориальные воды, внутренние проливы, открытые рейды портов и гаваней, прибрежные морские районы, несут службу ранее упоминавшиеся скоростные патрульные катера «Мангуст», «Соболь», «Мираж». Благодаря применению специальных устройств, таких как приводы Арнесона с частично-погруженными гребными винтами (ЧПГВ), комплексы автоматически управляемых днищевых интерцепторов, катера обладают высокой скоростью хода, отличной маневренностью и мореходностью, которые обеспечат перехват практической любой морской цели. К примеру, 28-тонный «Мангуст» способен развить скорость 53 узлов. Особое место в этой группе занимают катера на воздушной подушке (КВП). Их безусловными преимуществами являются высокая скорость хода на глубокой воде и на мелководье, над болотистой местностью, невосприимчивость к подводным и плавающим препятствиям, способность выходить на берег.

Комплексное использование глиссирующего пограничного катера типа «Мангуст» и амфибийного катера на воздушной подушке (КВПА) проекта 20910 «Чилим» позволит задержать любое судно-нарушитель: глиссирующий катер может загнать нарушителя в зону мелководья и камышей, где его без труда задержит КВПА «Чилим». Этот катер помимо осуществления скоростного патрулирования территориальных вод также способен выполнять транспорт-ные задачи (высадка пограничных нарядов в труднодоступные районы, а также их эвакуация), поисково-спасательные операции в труднодоступных районах.

В зоне пограничного контроля (12 миль) несут службу корабли водоизмещением 400-500 тонн, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны. К ним относятся пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проектов 10410 и 10412 семейства «Светляк» в различных модификациях по номенклатуре используемого оружия. Эти корабли настолько пришлись по душе морским пограничникам, что для отечественного заказчика их построено около трех десятков. Более того, проектом заинтересовались иностранные заказчики, и в настоящее время строятся «Светляки» для Вьетнама и Словении. За разработку проекта в 2000 году ряд сотрудников Бюро был удостоен Премии Правительства РФ.

В экономической зоне (200 миль) длительное патрулирование должен осуществлять патрульный корабль морской зоны водоизмещением 1600-2000 тонн. Коллектив Бюро сможет предложить морским пограничникам проект, который полностью удовлетворит их требованиям. Для Федеральной пограничной службы предназначается также патрульное рыбоохранное судно проекта 6457С «Спрут». Сдача головного «Спрута» заказчику состоялась 27 мая 2009 года.

Таким образом, предложенная система охраны морских рубежей учитывает все особенности службы Береговой охраны и соответствует самым строгим требованиям заказчика, учитывая и собственный 60-летний опыт разработки пограничных кораблей и катеров, и мировой опыт в области пограничного катеро- и кораблестроения.

Борис Лейкис, главный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз»