Современный отечественный комплекс средств руководства полетами «ВИСП-97» серийного выпуска образца 2009 года

На настоящий момент основным изделием на аэродромах государственной авиации, обеспечивающим работу лиц группы руководства полетами (ГРП), остается комплекс средств руководства полетами «ВИСП-75Т». Начиная с 1976 года за 20 лет было выпущено и поставлено в эксплуатацию 1200 комплексов. Поставки осуществлялись на аэродромы Советского Союза, стран Варшавского договора, а также в дружественные нам страны дальнего зарубежья.

В настоящее время комплексы «ВИСП-75Т» продолжают работать на большинстве аэродромов Государ-ственной авиации РФ. Разработанные конструкторским бюро Ленинградского завода «Россия», изделия «ВИСП-75Т» отработали два и более сроков службы. Однако время берет свое и в современных условиях их работа стала малоэффективна и не совсем надежна. Более 30 лет пролежавшие в земле аэродромные кабельные системы связи, ранее поставляемые в составе «ВИСП-75Т», практически не менялись и сегодня уже не отвечают заданным требованиям. Длительная и надежная работа изделия «ВИСП-75Т» стала возможной благодаря использованию во времена Советского Союза в серийном производстве только отечественных электрорадиоизделий и строгому соблюдению требований ГОСТов и других нормативных документов. К сожалению авиационного персонала и работников завода, во второй половине 90-х годов ФГУП «Завод «Россия», находящийся почти в центре Санкт-Петербурга, был приведен к банкротству и ликвидирован. Учитывая эту крайне тяжелую социально-экономическую ситуацию, по инициативе генерального директора ФГУП «Завод «Россия», начальника конструкторского бюро и ведущих специалистов было создано предприятие ЗАО «НТПО «Вектор» с целью продолжения технического обслуживания «ВИСП-75Т», разработки и создания усовершенствованных и новых комплексов средств руководства полетами.

Научно-технический и производственный потенциал ЗАО «НТПО «Вектор», в состав которого вошли ведущие конструкторы и работники КБ, ФГУП «Завод «Россия», молодые высокопрофессиональные специалисты из ведущих профильных институтов, позволили уже к концу 90-х годов закончить работы по разработке, проведению всех видов испытаний и запуску в серийное производство комплекса средств руководства полетами нового поколения «ВИСП-97». После проведения полного цикла испытаний 23 июля 2004 года комплекс средств руководства полетами (комплекс СРП «ВИСП-97») был принят на снабжение в Вооруженные силы Российской Федерации. По приказу Главнокомандующего ВВС он предназначен для замены изделий «ВИСП-75Т».

В настоящее время этот комплекс (СРП «ВИСП-97») успешно эксплуатируется на 18 аэродромах государственной, экспериментальной авиации и предприятиях России. Сохраняя динамику развития предприятия и учитывая создание новых технологий в области электронной компонетной базы, ЗАО «НТПО «Вектор», начиная с 2004 года, постоянно совершенствовало тактико-технические, эксплуатационные характеристики и облик комплекса СРП «ВИСП-97». Усовершенствование комплекса СРП «ВИСП-97» проводилось при постоянном военном научном сопровождении со стороны Липецкого летного центра ВВС.

В июне-августе 2009 года проведены специальные испытания усовершенствованного комплекса СРП «ВИСП-97» главным летным испытательным центром МО РФ.

В материалах Акта специальных испытаний комплекса СРП «ВИСП-97» отмечается, что комплекс СРП «ВИСП-97» серийного выпуска образца 2009 года является качественно новым отечественным изделием, в составе которого впервые в практике управления воздушным движением реализованы инновационные разработки российских специалистов в области программного обеспечения психофизиологии труда операторов, что позволило лицам ГРП существенно повысить оперативность руководства полетами, сократить временной лимит реагирования и достоверность правильности принятия решений в различных ситуациях.

Удалось с резервированием надежности и достоверности существенно повысить качество и уровень безопасности полетов, обеспечивая и документируя:

– автоматическую интеллектуально-информационную поддержку руководителя полетов (РП) при оказании помощи экипажам воздушных судов в особых ситуациях за счет интеграции наземной части ИАС РВ в состав комплекса;

– автоматическую интеллектуально-информационную поддержку руководителя зоны посадки (РЗП) при оказании помощи экипажу в заходе на посадку летательного аппарата с определением тенденции к минимальному отклонению от линий курса путем построения оптимальной траектории захода на посадку;

– автоматическую интеллектуально-информационную поддержку РП, РБЗ, РДЗ и РЗП при предупреждении о потенциально конфликтных и конфликтных ситуациях между летательными аппаратами (ЛА);

– автоматическую интеллектуально-информационную поддержку всех лиц ГРП при предупреждении о снижении летательного аппарата (аппаратов) ниже минимальной безопасной высоты;

– автоматическую интеллектуально-информационную поддержку РЗП (и РП в случае необходимости) при предупреждении о нарушении норм продольного эшелонирования в зоне посадки (после взлета при наборе высоты заданного эшелона) и другие системы оказания поддержки принятия решений лицами ГРП. Комплекс СРП «ВИСП-97» по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам значительно опережает находящиеся на снабжении авиации ВС РФ комплексы средств руководства полетами аналогичного назначения, например, помимо указанного выше, потребляемая мощность и массогабаритные характеристики оборудования меньше имеющихся аналогов практически в два раза. В настоящее время проводятся работы по применению в комплексе СРП «ВИСП-97» автономных экологически чистых металловоздушных источников тока нового поколения, что позволит уменьшить энергопотребление, обеспечить длительное автономное электропитание в случае отключения стационарной линии подачи электричества.

Комплекс СРП «ВИСП-97» существенно опережает аналоги и по уровню автоматизации существующих и перспективных задач по руководству и управлению полетами. С учетом современных требований к комфортности работы операторов, при одновременном улучшении оперативности реакции и сохранения здоровья, автоматизированы практически все трудоемкие процессы управления полетами,

в том числе и в зоне посадки (как показывает статистика, именно при взлете-посадке зафиксировано наибольшее количество аварий или инцидентов), а именно:

– автоматизированы процессы контроля над соблюдением дистанции между ЛА;

– производится автоматический расчет и отображение отклонения ЛА от траектории захода на посадку;

– применена двухцветная селекция отметок от местных предметов, метеообразований и ЛА;

– производится автоматическое построение оптимальной посадочной траектории для безопасного захода ЛА на посадку;

– обеспечивается автоматическое сопровождение и отображение информации вторичного канала диспетчерского радиолокатора в режиме посадочного радиолокатора. Автоматизация вышеперечисленных процессов УВД в режиме посадки реализована впервые в отечественной авиации.

Автоматизированы многие процессы в УВД и в диспетчерском режиме, среди них необходимо отметить следующие:

– одновременное отображение информации (ДРЛ, ПРЛ, ОРЛ, РСБН) в отдельных окнах или в одном;

– автоматический расчет и отображение географических координат любой точки на экране;

– прием и отображение мнемосхемы

состояния радиосветотехнического оборудования аэродрома;

– автоматическая регистрация входной радиолокационной информации и всей информации, отображаемой на экранах мониторов, с привязкой по времени, оперативный поиск и воспроизведение записанной информации в реальном и ускоренном масштабах времени;

– автоматическая экстраполяция положения всех ЛА в воздушном пространстве за выбранный промежуток времени;

– автоматическая сигнализация о непоступлении информации от оборудования радиотехнического обеспечения полетов или при отклонении их от заданных параметров;

– формирование данных о передаче управления в смежные зоны;

– прием и отображение в динамическом режиме плановой таблицы полетов, работа с ней на РМ ГРП;

– динамическое измерение азимута и дальности между любыми объектами или точками на экране монитора;

– защита от несанкционированного доступа и ряд других процессов УВД.

Комплекс СРП «ВИСП-97» обеспечивает работу со специальными бортовыми закрытыми радиоканалами информационно-аналитической системы реального времени (ИАС РВ), размещаемой на борту ЛА. По каналам ИАС РВ на землю передается вся параметрическая информация о текущем техническом состоянии ЛА, о действиях экипажа и о воздушной обстановке. Система ИАС РВ прошла успешно Государственные испытания в конце 2008 года.

Системой ИАС РВ планируется оснастить все типы летательных аппаратов. ИАС РВ позволяет путем мониторинга полетных данных всех ЛА, находящихся под руководством лиц ГРП, деятельность которых обеспечивается комплексом СРП «ВИСП-97», в режиме реального времени формировать индивидуальную (конкретного летательного аппарата) и интегральную оценку текущей безопасности полетов и доведение ее до экранов рабочих мест лиц ГРП. Наличие такой информации на наземных комплексах СРП «ВИСП-97» позволяет руководителю полетов в нештатных (аварийных) ситуациях оказывать своевременную поддержку экипажу ЛА, вовремя принимать необходимые решения, связанные с безопасным завершением полетов. Запись и хранение передаваемой с борта ЛА информации обеспечивает дублирование бортовой информации и в этом случае отпадает необходимость поиска так называемых «черных ящиков». На настоящий момент только комплекс СРП «ВИСП-97» обеспечивает работу с ИАС РВ, что отмечено в Акте специальных испытаний.

Комплекс СРП «ВИСП-97» выполнен по модульной технологии, позволяющей адаптировать как технологию работы на его рабочих местах, так и размещение оборудования под особенности малогабаритных помещений любой конфигурации на КДП конкретного аэродрома (авианесущего корабля). Высокая надежность комплекса СРП «ВИСП-97» обеспечивается стопроцентным (многоканальным) резервированием технических средств, используемых для управления полетами. Комплекс СРП «ВИСП-97», изделие двойного назначения, разработан и серийно выпускается с применением последних достижений в области интерфейсной продукции.

Комплекс СРП «ВИСП-97» обеспечивает синхронизацию шкалы времени информации объективного контроля и аппаратуры комплекса по сигналам GPS/ГЛОНАСС или от внутреннего источника времени.

При разработке программного обеспечения использовалась отечественная защищенная операционная система МС ВС 3.0, принятая на снабжение МО РФ, что позволило качественно расширить пользовательские функции управления и отображения, а также возможности графического интерфейса. В комплексе СРП «ВИСП-97» обеспечивается обучение и тренировка лиц ГРП с помощью встроенного в комплект СРП «ВИСП-97» тренажера. Регистрация речевой информации осуществляется синхронно с записью радиолокационной информации с помощью аппаратуры МС ПВД-1, запись осуществляется по 32-м каналам одновременно.

Управление командной радиосвязью обеспечивается с каждого рабочего места при ведении радиообмена с ЛА с помощью трех аварийных и двенадцати рабочих радиостанций. С комплексом СРП «ВИСП-97» поставляется система оперативной диспетчерской (ТЛФ и ГГС) связи, рассчитанная на подключение до 192 абонентов. Разработка оборудования комплекса СРП «ВИСП-97» и его серийное производство осуществляется с использованием отече-ственных комплектующих, разрешенных к использованию в вооруженных силах и военной технике, при соблюдении требований ГОСТ СРПП ВТ и других нормативных документов, что обеспечивает технологическую независимость и информационную безопасность, способствует созданию рабочих мест и поддержку отечественного производителя комплектующих и материалов.

ЗАО «НТПО «Вектор» оснащено современным станочным и монтажным оборудованием, позволяющим производить практически все работы у себя на предприятии.

ЗАО «НТПО «Вектор» разработало и может поставлять аэродромные кабельные линии связи РЛС-КДП, разработанные с применением технологии волоконно-оптической линии связи. Один кабель диаметром до 10 мм обеспечивает замену используемых для этой цели семи многожильных бронированных кабелей, при этом сигнал передается в цифровом виде (по существующим кабелям в аналоговом виде), что обеспечивает помехозащищенность и высокие точностные характеристики (реализовано только в комплексе СРП «ВИСП-97»).

Все работы, связанные с разработкой комплекса СРП «ВИСП-97» и улучшением его характеристик, а также все виды испытаний ЗАО «НТПО «Вектор» проводило за счет своих собственных средств. Уважение потребителей продукции ЗАО «НТПО «Вектор» обеспечивается за счет высокого качества и кратчайших сроков выполнения пуско-наладочных работ, надежности функционирования комплекса СРП «ВИСП-97», доброжелательности сотрудников предприятия.

Главный конструктор систем УВД, директор по системам УВД Н. Надысев

Партнеры