Бортовые кабельные сети для надежности электронных систем

Группа компаний «СМБ» основана в апреле 2003 года, объединив в себе несколько предприятий, специализирующихся на разработке и производстве бортовых кабельных сетей, материалов и оборудования для их изготовления. Головной организацией является ООО «Алан Райгас», в составе которой имеется производственный участок для изготовления кабелей и защитных экранов и оболочек. Продукция уже применяется на таких изделиях, как «КСЛВ-1», «Ангара-5», «Ангара-1.2», и будет внедрена в БКС аппаратов «Протон-М».

Большие исследовательские работы по созданию новых облегченных типов защитных плетенок и оболочек ООО «Алан Райгас» проводит с ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и его филиалами (КБ «Салют» и КБ Химмаш им. А. М. Исаева), ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» г. Саров, ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина, ГУП «НПЦ АП им. ак. Н. А. Пилюгина», НПО Автоматики им. Н. А. Семихатова, ОАО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнева» и с рядом других предприятий.

Одной из важнейших проблем обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке ракетно-космической, авиационной и другой техники является минимизация габаритно-массовых характеристик не только космических аппаратов, научной и другой аппаратуры, но и бортовых кабельных сетей. Успехи и достижения в области электронных устройств и систем управления привели к тому, что бортовые кабельные сети (далее – БКС) на всех без исключения изделиях существенно увеличились в объеме и массе при функциональном усложнении и требовании по надежности.

При создании космической и авиационной техники главной «ахиллесовой пятой» остается кабельная система. От качества кабелей и кабельной сети зависит не только текущее качество изображения, передачи информации, но и общая надежность бортовых электронных систем.

Сегодня коммерческая стоимость выведения в космос 1 кг полезной нагрузки составляет 15-25 тыс. долл. Следовательно, модернизация БКС в аэрокосмической отрасли является одной из первостепенных задач. В настоящее время в России нет ни одной фирмы или организации, занимающейся комплексным решением проблем, касающихся бортовых кабелей и жгутов, хотя на Западе такие фирмы успешно работают не один десяток лет.

Внимание к кабельным проблемам со стороны министерств, главного и среднего звена руководства смежных предприятий осуществляется по остаточному принципу. Поэтому в настоящее время это предприятия, на которых результативно ведется работа по улучшению конструкции и технологии изготовления кабелей единицы, притом ведется она только за счет инициативы и энтузиазма отдельных конструкторов. Поэтому, с целью решения возникающих проблем при создании БКС, ООО «Алан райгас» в настоящее время разработало проект Предложения о разработке научно-технической программы Союзного государства «Разработка базовых элементов и технологий с целью создания бортовых кабельных сетей нового поколения для космической, авиационной и другой техники».

Основные цели реализации Программы:

 – создание и конструктивная отработка сквозных технологий и экспериментальных средств проектирования, изготовления и контроля БКС;

 – создание экспериментальных образцов новых кабелей и технологии их изготовления, а так же испытание кабельных жгутов и стволов для выдачи исходных данных при создании АРМ;

 – создание экспериментальных элементов, соединителей взрывозащищенного и взрывобезопасного исполнений для ракетных комплексов, работающих на новых видах топлива, радиационностойких и коррозионностойких, с улучшенными техническими характеристиками для применения в негерметичных отсеках спутников в условиях космического пространства;

– создание научно-технического центра (НТЦ), основными видами деятельности которого будут инновационное развитие важнейших технологических направлений и отдельных отраслей экономики, тесно связанных с разработкой и производством новейших бортовых кабельных систем, в том числе:

– защитных оболочек для проводов, жгутов и кабельных изделий, особенно от электромагнитных излучений, электромагнитной совместимости и температуры;

– нанотехнологий и наноматериалов с целью создания новых высокотехнологичных материалов для использования при создании БКС;

–   композиционных материалов;

– комплектующих изделий, облегченных электросоединителей, облегченных типов проводов и кабельных изделий;

– специальных химических волокон и нитей.

В интересах достижения поставленных целей при выполнении Программы решаются задачи по разработке, изготовлению и отработке не имеющего аналогов экспериментальных образцов жгутов с непосредственным нанесением оплеток на кабельную сборку, что позволит значительно облегчить вес БКС (25-30%). Предстоит разработать по новым технологиям, создать и испытать более 300 (типов защищенных оплетками из различных видов материалов) кабельных жгутов, около 100 единиц облегченных корпусов электросоединителей, изготовленным методом МИОМ (при этом будет создано около 150 видов различной оснастки).

Расширение сотрудничества по предлагаемым направлениям обеспечит значительное сокращение сроков и затрат на разработку и создание экспериментальных образцов защитных материалов БКС со снижением веса на 30-40% без сущест-венного увеличения производственных мощностей, задействованных предприятий и организаций космической отрасли, а также производство БКС нового поколения со сроком активного существования от 15 до 25 лет. Снижение веса бортовых сетей позволит устанавливать на борту дополнительную аппаратуру или увеличить дальность полета космических и других летательных аппаратов. Решение проблемы программно-целевым методом на уровне Союзного государства обусловлено комплексностью подлежащих разрешению вопросов, имеющих международный и межведомственный характер, необходимостью согласования интенсивности развития космических средств.

Программа будет разработана с учетом результатов, достигнутых Республикой Беларусь в создании оптико-электронных средств космического и наземного базирования, телеметрических средств, программно-аппаратных средств тематической обработки и доведения космической информации до потребителей, технологий получения новых материалов для применения в космосе и наработок российской космической отрасли в области создания служебной и специальной аппаратуры космических аппаратов, двигателей для коррекции орбиты космического аппарата, обеспечения радиационной стойкости электронных компонентов бортовой аппаратуры и БКС.

В обсуждении проекта Предложения принимают участие свыше 30 предприятий авиационной и космической отраслей.

ООО «Алан райгас»
117556, Москва
Симферопольский бул., д. 7а, офис 160
Тел.: +7 (499) 317 32 63

Партнеры