Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2008 году

Военно-морской флот. Новые закупки

В 2008 году продолжилась достройка головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) пр. 955 «Юрий Долгорукий». В феврале он был выведен на воду из плавучего дока, где находился с апреля 2007 года, а в конце ноября на нем был запущен атомный реактор. Продолжились испытания основного оружия для этого РПКСН – баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Р-30 «Булава». В 2008 году было произведено три пуска БРПЛ, из которых первый был частично успешным, второй успешным, а третий окончился неудачей, что в очередной раз отложило сроки принятия ракетного комплекса на вооружение. Не удалось реализовать планы по спуску на воду многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) пр. 885 «Северодвинск», несмотря на включение этой темы в список приоритетов «Севмашпредприятия» и увеличение ее финансирования в 2008 году до 4 млрд руб. В конце года был назван срок передачи АПЛ флоту – 2010 год, однако в марте 2009 года прозвучала новая дата – 2011 год.

В августе в состав Северного флота вошла опытная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) пр.20120 «Саров». Можно отметить небольшой срок, прошедший между спуском лодки на воду (декабрь 2007 года) и окончанием заводских и государственных испытаний (июль 2008 года), что, вероятно, говорит о стабильном финансировании строительства. Прошедший год стал заключительным в строительстве головного корвета пр.20380 «Стерегущий», который после прохождения испытаний был передан ВМФ в конце февраля. Строительство однотипных корветов продолжается на Северной верфи («Сообразительный» и «Бойкий») и Амурском судостроительном заводе («Совершенный»), причем первые два предполагается сдать в 2010 и 2011 гг. соответственно. Северная верфь также вела работы на фрегате пр.22350 «Адмирал Горшков», однако, насколько можно судить, финансирование было незначительным (спуск на воду планируется в 2011 году, передача флоту – в 2012-2013 гг.). Прогресс наблюдался в достройке на ПСЗ «Янтарь» второго сторожевого корабля пр.11540 «Ярослав Мудрый» (заложенного еще в 1988 году), который в ноябре приступил к швартовным испытаниям, а в феврале 2009 года к ходовым. В 2008 году был спущен на воду и прошел приемные испытания морской тральщик пр.02668 «Вице-адмирал Захарьин» постройки Средне-Невского судостроительного завода (заложен еще в 1989 году, принят в состав Черноморского флота в январе 2009 года). Завод продолжил строительство базового тральщика нового поколения пр.12700 (сдача запланирована на 2011 год). Тихоокеанский флот пополнился десантным катером ДКА-57 пр.1176 производства ОАО «Восточная верфь». В состав Каспийской флотилии было принято два десантных катера на воздушной каверне пр.11770 «Серна», построенных на судостроительном заводе «Волга».

В то же время в 2008 году, по известным данным, не было никакого заметного прогресса в строительстве на ПСЗ «Янтарь» большого десантного корабля пр.11711 «Иван Грен» и учебного корабля пр.12441У «Бородино» (бывший «Новик»), а на ОАО «Судостроительная фирма “Алмаз”» – малых артиллерийских кораблей пр.21630 «Махачкала» и «Волгодонск». Наряду с боевыми строились и вспомогательные корабли. В январе Балтийскому флоту было передано малое гидрографическое судно нового пр.19910 «Вайгач», строительство которого велось Рыбинским судостроительным заводом. В декабре тот же завод сдал Каспийской флотилии большой гидрографический катер БГК-2090 нового пр.19920. В июле на Благовещенском судостроительном заводе им. Октябрьской революции был спущен на воду однотипный большой гидрографический катер БГК-797, достройка и испытания которого должны были продолжиться в Приморском крае. Балтийский завод завершил испытания глубоководного аппарата для неназванного заказчика из России, как представляется, Министерства обороны РФ. Продолжись испытания морского транспорта вооружения пр.20180 «Звездочка» (строится на ЦС «Звездочка»), передача которого флоту запланирована на осень 2009 года. Было увеличено финансирование строительства на «Адмиралтейских верфях» спасательного судна пр.21300 «Игорь Белоусов».

Ремонт и модернизация

На 35-м судоремонтном заводе (СРЗ) традиционно прошел 7-месячный текущий ремонт тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 «Адмирал Кузнецов». Стоимость работ составила 150 млн руб.

«Севмашпредприятие» продолжило средний ремонт (который идет с 1999 года) тяжелого атомного ракетного крейсера пр.11442 «Адмирал Нахимов», однако из-за недостаточного финансирования срок сдачи корабля был опять пролонгирован (предполагается завершить в 2012 году). В феврале «Дальзавод» завершил двухлетний средний ремонт ракетного крейсера пр.11641 «Варяг» стоимостью 350 млн руб. В июле завод «Авангард» приступил к среднему ремонту очередного тральщика Балтийского флота (вероятно пр.1265).

В мае ОАО «РАТЕП» (входит в концерн ПВО «Алмаз-Антей») выиграло конкурс на модернизацию зенитного вооружения, ремонтируемого на Северной верфи, большого противолодочного корабля пр.1155 «Адмирал Кулаков». В соответствии с условиями конкурса компания в 2008-2009 гг. поставит на корабль ЗРК «Клинок» и турельную установку «Гибка Р». Кроме того, на киргизском предприятии «Дастан» в 2008 году был размещен заказ ВМФ РФ стоимостью 4 млн долл. на торпеды, оборудование и детали для минно-торпедного оружия.

В феврале Северному флоту был передан РПКСН пр.667БДРМ «Брянск», проходивший средний ремонт и модернизацию на ЦС «Звездочка»», ставший четвертой лодкой этого проекта, прошедшей средний ремонт (работы велись с 2002 года). В ноябре предприятие спустило на воду пятый РПКСН пр.667БДРМ «Карелия», который находится в среднем ремонте с 2006 года. Его готовность оценивается в 71%, работы планируется завершить в 2009 году.

В конце года «Звездочка» также приступила к среднему ремонту однотипного РПКСН «Новомосковск», который предполагается сдать флоту в 2010 году. «Севмашпредприятие» передало флоту прошедшую средний ремонт многоцелевую АПЛ пр.971 «Пантера», а СРЗ «Нерпа» – АПЛ пр.945А «Нижний Новгород» и пр.671РТМК «Даниил Московский». Дальневосточный завод «Звезда» в июле закончил капитальный ремонт АПЛ пр.949А «Омск», причем работы были завершены на восемь месяцев раньше срока. Одновременно предприятие проводило ремонт однотипной АПЛ «Иркутск». «Лазаревское адмиралтейство» продолжило ремонт ДЭПЛ пр.641Б Б-380 (в ремонте с 1992 года), хотя сдача корабля планировалась на ноябрь 2008 года. На ЦС «Звездочка» в ноябре прибыла ДЭПЛ пр.877 «Владикавказ» для среднего ремонта и модернизации, которые планируется завершить в 2011 году.

«Красное Сормово» завершило ремонт и модернизацию глубоководного спасательного аппарата АС-28 пр.1855. Стоимость работ, которые велись с 2006 года, составила 262 млн руб. В 2008 году ВМФ также объявил конкурс на ремонт и модернизацию однотипного АС-26. В области НИОКР следует отметить завершение в октябре государственных испытаний морского газотурбинного двигателя М70ФРУ разработки НПО «Сатурн».

Сухопутные войска

В 2008 году в Сухопутные войска, вероятно, поступили два батальонных комплекта танков Т-90А (62 единицы, а скорее всего меньше), пять батальонных комплектов БТР-80 (155 единиц) и один – БМП-3 (31 единица). Планировалось также передать армии 30 боевых машин десанта БМД-4 производства Волгоградского тракторного завода и тульского КБ приборостроения. Кроме того, по словам представителей  Арзамасского   машиностроительного завода, в 2008 году предполагалось поставить в силовые структуры России (в том числе в МВД) 200 бронированных автомобилей «Тигр» и «Водник». Вероятно, продолжились ремонт и модернизация танков Т-80. Предполагалось выделить на эти цели от 700 млн до 1 млрд руб. В частности, в 2008 году был подписан контракт с фирмой Thales на поставку в Россию 130 французских тепловизоров серии Catherine для установки на танки Т-80, Т-90 и БМП. Производственный партнер со стороны России – Вологодский оптико-механический завод. Также в 2008 году планировалась закупка 4 тыс. автомобилей общевойскового назначения. При этом 3 тыс. автомобилей должны были составить грузовики, из которых 60% семейства «Мотовоз» (производства завода «Урал») и 40% семейства «Мустанг» (КамАЗ). Закупалась и инженерная техника, в частности две дорожные машины разминирования на базе автогрейдера ДЗ-98В (стоимость каждой – порядка 24 млн руб.).

Планировалось поставить на вооружение сухопутных войск в 2008 году первый комплект бригады оперативно-тактических ракет «Искандер» (12 пусковых установок 9П78 с двумя ракетами 9М723 каждая), однако, судя по всему, фактически осуществлено это не было. Предполагалось развернуть второй полк ЗРС С-400 «Триумф» с постановкой его на боевое дежурство в конце 2008 года. Также планировалось принять на вооружение и запустить в серийное производство модернизированный ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь». Насколько можно судить, все эти планы реализованы не были. Наряду с этим стало известно о начале предварительных испытаний нового ЗРК «Бук М1-2». Продолжилось мелкосерийное производство беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Концерн радиостроения «Вега» передал Сухопутным войскам один БЛА «Типчак» и десять БЛА неназванного типа (вероятно ZALA 421-08). Предполагалась закупка очередного комплекса «Строй-ПД» с 6-10 БЛА «Пчела-1К», однако подтверждения этому в открытой печати не появилось. Было принято решение о модернизации БЛА Ту-143В «Рейс», в связи с чем несколько аппаратов поступило на Кумертауский авиационный завод. Кроме того, в 2008 году начались переговоры между Министерством обороны РФ и израильской компанией Israel Airspace Industries по вопросу приобретения БЛА израильского производства, предположительно БЛА средней дальности Searcher II и малых аппаратов нескольких типов, включая I-Wiew и SkyLark. Как сообщается, контракт на закупку был заключен осенью 2008 года и израильской стороне был перечислен аванс в размере 50 млн долл.

В конце года ОАО «Тренажерные системы» начало серийное производство тренажеров 9Ф635М1 для обучения российских расчетов ПЗРК «Игла». Осуществлялись поставки и радиотехнических средств. Командование специального назначения (ПВО Московской зоны) ВВС получило новые цифровые РЛС обнаружения воздушных целей 64Л6 «Гамма-С1» и 59Н6 «Противник-Г», а также модернизированные «Лира-Т» (модернизация РЛС П-37). В войсковую ПВО предполагалось поставить малогабаритные РЛС обнаружения воздушных целей «Гармонь» и единый комплекс автоматизированного управления тактического звена «Касательная». В ВВС и ПВО велись поставки комплексов средств автоматизации (КСА) «Фундамент-1» и «-2», которые заменят в войсках КСА ротного и батальонного звена «Основа» и «Поле» соответственно. Число переданных комплексов неизвестно, но в 2007-2008 гг. КСА данного типа было перевооружено 20% радиотехнических частей Командования специального назначения.

Заключение

Итоги исполнения ГОЗ-2008 противоречивы. Среди явных достижений года можно отметить рост числа произведенных МБР «Тополь-М», передачу в ВВС нового стратегического бомбардировщика Ту-160, количество выведенных на орбиту спутников, поставку вертолетов Ка-50 и Ми-28Н, увеличение флота модернизированных самолетов Су-27СМ и Су-24М2 и бронетанковой техники. Особо следует выделить закупки и ремонт военно-морской техники. Впервые с 2001 года в состав флота была принята новая подводная лодка – ДЭПЛ пр.20120 «Саров». Обращает на себя внимание рекордное число атомных подводных лодок, закончивших ремонт и переданных флоту, – четыре единицы, причем три из них относятся к третьему поколению и являются первыми лодками своего типа, прошедшими подобный ремонт. При этом в случае с РПКСН пр.667БДРМ наблюдается сокращение сроков модернизации ремонта с каждой сданной лодкой. Активно производился ремонт крупных надводных кораблей, в том числе заложенных еще в СССР. Можно предположить, что такое положение вещей является следствием увеличения доли ВМФ в ГОЗ, о планах которого упоминалось несколько лет назад. В то же время не удалось завершить ряд важных и затратных программ. В первую очередь, обращает внимание затягивание сроков испытаний БРПЛ «Булава» и РПКСН пр.955 «Юрий Долгорукий», что очевидно оттягивает средства от других флотских программ, таких как строительство головной АПЛ пр.885, серии корветов пр.20380 и фрегата пр.22350. В ВВС наибольшее опасение вызывает состояние программы производства фронтовых бомбардировщиков Су-34 и учебно-тренировочных самолетов Як-130. В космической сфере тяжелейшим провалом стала потеря головного спутника оптической разведки нового поколения «Персона», на ввод в эксплуатацию которого возлагались большие надежды. В Сухопутных войсках, судя по всему, по-прежнему тормозятся серийные поставки новых ракетных комплексов «Искандер» и ряда других образцов техники, включая основные танки Т-90А.

Однако эти недостатки вкупе с традиционными проблемами ГОЗ (задержками с заключением контрактов и их оплатой, нецелевым расходованием средств и прочим) все же не изменили позитивной динамики по сравнению с 2007 годом. Вероятно, что 2008 год стал самым успешным в области закупок и разработок ВВТ за весь постсоветский период. Переломить наметившуюся положительную тенденцию может ухудшающаяся экономическая ситуация в России.

Андрей Фролов

Окончание. Начало в # 2 (2009)

Партнеры