Необходимо стянуть весь авиапром бывшего Советского Союза в единую систему

В июне 2009 года стало известно, что украинские предприятия, чью деятельность составляет производство двигателей и их компонентов, выразили желание вступить в альянс с создаваемой в России Объединенной двигателестроительной корпорацией. За комментариями мы обратились к Вячеславу Богуслаеву, генеральному директору и председателю совета директоров ОАО «Мотор Сич» – инициатору данного объединения.

– Да, мы, как и прежде, действительно всецело привержены ценностям объединения потенциалов запорожского моторостроительного куста и российских предприятий отрасли. Именно в целях реализации наших конкурентных преимуществ в интересах Российской Федерации было предложено создать управляющую компанию для осуществления совместных проектов с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Это предложение изложено в письме главы ОАО «Мотор Сич» и генерального конструктора КБ «Прогресс» Федора Муравченко в адрес руководителя холдинга «Оборонпром» Андрея Реуса. Мы предлагаем нашим российским партнерам создать управляющую компанию, куда с российской стороны войдет ОДК, а со стороны Украины – корпорация «Ивченко», Эта структура на первом этапе должна будет решать три основные задачи: вырабатывать общую техническую политику между российскими и украинскими предприятиями, а также обеспечивать выработку общей маркетинговой и ценовой политики внутри кооперации. Когда участники кооперации с той и другой стороны станут равными – по формам собственности и другим параметрам, – ожидается второй этап более глубокой интеграции предприятий авиационного двигателестроения.

 – Кооперация – явление отнюдь не новое. И связано оно, на мой взгляд, не только с повышением конкурентоспособности техники для целей государства, но и с повышением общего уровня производимой продукции на мировом уровне.

 – Чтобы противостоять на рынке таким игрокам как Boeing и Airbus, нужно соединить в едином кулаке ведущие производственные площадки советского авиапрома и задействовать весь имеющийся у них научно-технический и технологический потенциал. При этом Россия располагает достаточным количеством летательных аппаратов, не уступающих по своим характеристикам машинам зарубежных производителей. Наличие же своих ниш и сфер интересов позволяет максимально использовать все имеющиеся ресурсы и вывести отечественную авиацию на лидирующее место. Если задаться целью обеспечить все возрастающую потребность стран СНГ в современных отечественных летательных аппаратах, то предприятия отрасли будут полностью загружены. Это, в свою очередь, вернет специалистов на рабочие места, что станет одним из важнейших итогов предпринимаемых шагов. У нас есть сильный товарный ряд, но уже пришло время закладывать камни и даже полным ходом создавать новое поколение авиатехники, для чего требуется воссоздание главных научных институтов, модернизация научно-испытательных баз и испытательных полигонов.

Поэтому, убежден, Федеральная целевая программа развития гражданской авиатехники должна предусматривать создание межгосударственной корпорации, чтобы стянуть весь авиапром бывшего Советского Союза в единую систему. Это прежде всего запорожский моторостроительный куст, предприятия, КБ и институты Киева, Харькова, Днепропетровска, предприятия Белоруссии, Узбекистана и других стран СНГ. Пришло время создать транснациональную межгосударственную корпорацию, которая бы впитала в себя весь научно-технический и технический потенциал предприятий отрасли. В любом случае неразумно отказываться от военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, когда государство ставит задачу подъема авиационной промышленности на высокий уровень.

 – Каким образом осуществляется взаимодействие с ведущими предприятиями самолетостроения России? Какие совместные проекты являются приоритетными и наиболее интересными в данный момент?

 – Несмотря на переживаемые Россией и Украиной (двумя державами с самыми разветвленными и прочными кооперационными связями) трудности, страны, благодаря созданным некогда заделам в наукоемких областях, пока еще сохраняют передовые позиции по ряду направлений. Статус «крупнейшего» предприятия ОАО «Мотор Сич» не дался просто так. Это положение достигается многолетней целеустремленной политикой, направленной на расширение технологических возможностей предприятия, вовлечение в процесс производства ведущих научно-конструкторских объединений. Усилия инженеров, техников, механиков и четкая идеологическая установка на обеспечение национальной обороноспособности позволила нам добиться многого. В частности, в настоящее время мы ведем интенсивную подготовку к серийному производству авиационных двигателей Д-27, АИ-222-25, АИ-25ТЛШ, АИ-450, Д-36 серии 4А, Д-436-148, АИ-450-МС для самолетов Ан-70, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Ми-2 и L-39.

Предмет нашей особой гордости – новый вертолетный двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, работы по созданию и сертификации которого завершены в сентябре 2007 года. При разработке двигателя были интегрированы лучшие конструктивные решения, обеспечивающие более высокие параметры и обеспечение заданных ресурсов, отработанных на двигателе-прототипе. Двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В (система автоматизированного управления позволяет настраивать взлетную мощность до мощности 2000-2500 л.с., при чрезвычайном режиме до 2800 л.с.) имеет такие же массово-габаритные характеристики и присоединительные размеры, что и находящиеся в эксплуатации на вертолетах «Ми» и «Ка».

Выпущенные ранее двигатели семейства ТВЗ-117 могут быть доработаны в конструктивный профиль нового двигателя при проведении капитального ремонта в условиях ОАО «Мотор Сич». Большие надежды мы возлагаем на двигатель Д-436-148 (сертифицирован в 2007 году) и вспомогательную силовую установку АИ-450-МС для нового регионального самолета Ан-148.

Двигатель Д-436-148 является очередной модификацией двигателя Д-436, созданной на базе конструктивных решений, отработанных и проверенных многолетним опытом эксплуатации серийно выпускаемых двигателей-прототипов семейства Д-36 и предшествующих модификаций двигателей Д-436. В настоящее время Д-436-148 составляет основу нашей конструктивной программы. Вспомогательный газотурбинный двигатель (ВГТД) АИ-450-МС предназначен не только для запуска маршевых двигателей самолетов, но и для выработки электроэнергии для бортовых систем самолета и подачи сжатого воздуха в систему кондиционирования кабины экипажа и пассажирского салона при неработающих маршевых двигателях.

Вряд ли такая динамика и поступательное уверенное движение вперед были бы возможными без высокоэффективного оборудования и обрабатывающих центров для изготовления сложных корпусов, находящихся на вооружении предприятия. Технологическими службами приобретены или спроектированы новые установки, печи, созданы промышленные участки. На операциях финишной, отделочно-упрочняющей обработки деталей используются уникальные установки собственного производства. Наиболее ответственные детали подвергаются многоступенчатому контролю с использованием автоматизированных установок, обеспечивая требуемый уровень надежности двигателей.

Для создания и производства двигателей нового поколения ОАО «Мотор Сич» располагает широким спектром технологических возможностей: современной производственной базой, конструкторским бюро, технологическими лабораториями, квалифицированным персоналом и современными испытательными стендами. Внедрение высоких технологий является залогом успешного развития предприятия и открывает возможности освоения нового производства, так как дальнейшее развитие двигателестроения связано именно с необходимостью создания двигателей пятого поколения, обеспечивающих качественно новый уровень показателей эксплуатационного и экологического совершенствования. Но мы не останавливаемся на достигнутых показателях и, расширяя производство, все время печемся об улучшении производства существующего.

 – Дефицит квалифицированных кадров на предприятиях ОПК – проблема не новая и, похоже, хроническая. Поделитесь опытом – как решается данная проблема на Вашем предприятии?

 – У нас собственная учебная база, два учебных центра, в Запорожском национальном техническом университете по последнему слову техники оснастили кафедру. У нас есть чему поучиться и над чем работать. Чем мы и занимаемся, полностью полагаясь на собственные силы и воспитывая новое поколение высококвалифицированных специалистов.

Партнеры