Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Тренажерные комплексы – один из способов эффективной подготовки летного состава

Анализ летных происшествий (ЛП), произошедших как в военной, так и в гражданской авиации за прошедшие пять лет, показывает, что более 80% ЛП происходит по причине человеческого фактора. Основную долю составляют ошибки персонала при эксплуатации авиатехники на земле и в полете.

Снижение натренированности летного состава приводит к утрате профессиональных навыков пилотирования летательных аппаратов (ЛА) и сказывается, прежде всего, при возникновении усложненных ситуаций в полете, в особенности это касается особых случаев. Все это приводит к возникновению угрозы безопасности полетов, к повышению вероятности потерь дорогостоящей авиатехники, гибели персонала и пассажиров.

Увеличение времени, отводимого на проведение специальных занятий по безопасности полетов с теоретическим изучением различных дисциплин и тренажей в кабинах ЛА, не приводит к существенному росту уровня безопасности полетов.

Кроме того, ряд особых случаев невозможно смоделировать и воспроизвести при проведении тренажа в кабине самолета (вертолета), а тем более, отработать в полете. К ним относятся такие особые случаи, как пожар в одном из отсеков, полный отказ силовой установки, отказы управления, попадание в неуправляемое левое вращение на вертолете, вихревое кольцо, валежку, подхват и другие нерасчетные режимы. Тренаж в кабине вертолета (самолета) не позволяет отрабатывать (поддерживать, закреплять) навыки в технике пилотирования ЛА. Нет возможности в этом случае и решать с использованием бортового оборудования навигационные и боевые задачи. Решать весь спектр вышеперечисленных задач призван комплексный тренажер вертолета. Он позволяет выполнить весь набор задач, перечисленных в курсах подготовки экипажа, отрабатывать все особые случаи в любых условиях погоды, моделировать предстоящие действия в любом районе с любым рельефом местности в любых условиях, а также отрабатывать вопросы взаимодействия и тактики при выполнении совместных действий. Соединив в единую сеть обучающие, информационные, расчетные и тренажные системы можно создавать единое информационно-управляющее поле разнородных сил. Это дает возможность отработки совместных действий в рамках командно-штабных учений, командно-штабных военных игр и других форм оперативной подготовки формирований различных ведомств, что является одной из актуальнейших проблем при решении задач, например антитеррористической борьбы. Технически схемы построения современных тренажеров базируются на использовании мощных ПК с программным обеспечением, являющихся сердцевиной комплекса. Средства визуализации позволяют воспроизвести любую сцену с любыми объектами в любом регионе мира с любым ландшафтом. Оборудование места инструктора в соответствии с современными технологиями позволяет не только вводить любые особые случаи, но и проводить семинары в режиме «LOFТ».

В развитых зарубежных странах на долю тренажерной подготовки уже приходится до 40-50% времени, затрачиваемого на подготовку экипажей. Все больше понимания находит этот аспект подготовки и в нашей стране. Так, центр подготовки в Санкт-Петербургской авиакомпании «СПАРК», оснащенный тренажером вертолета Ми-8 производства фирмы «Транзас» с 2001 года, с началом эксплуатации произвел подготовку и переучивание 2500 экипажей из различных стран. C июля 2005 года функционирует центр подготовки экипажей компании «UTair» (Тюмень), оснащенный двумя тренажерами этой же фирмы. Подписан контракт с компанией «Газпромавиа» на строительство учебного центра, где будет представлен спектр из семи тренажеров. Ведутся переговоры с рядом других компаний, организаций как в России, так и за рубежом, и мы надеемся, что со временем мы в своей стране будем иметь целую сеть тренажерных систем современного уровня, охватывающую территориально все авиационные компании.

Предлагаемые мероприятия по снижению аварийности:

 – разработка национальной программы обеспечения авиационной безопасности;

 – обоснование критериев оценки возможностей командиров обеспечить безопасность полётов;

 – усиление контроля за деятельностью авиационного персонала (в виде инструкторов по безопасности полётов и профилактики авиационных происшествий);

 – повышение интеллектуального и культурного уровня авиаторов;

 – обеспечение регулярности полётов в сочетании с тренажной подготовкой экипажей, повышение уровня профессиональной подготовки авиаторов всех специальностей.

Анатолий Сурцуков, заместитель генерального директора ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт»

Партнеры