Общая ситуация
Основной особенностью 2008 года в области формирования и исполнения государственного оборонного заказа России (ГОЗ) стало принятие системы трехлетних военных бюджетов. Таким образом, в отрасли формально появилась возможность заключать долгосрочные контракты, что сделало систему закупок вооружений и военной техники (ВВТ) более предсказуемой для предприятий оборонной промышленности.
ГОЗ (расходы на закупку, ремонт и разработку ВВТ) на 2008-2010 гг. был утвержден в ноябре 2007 года Постановлением Правительства РФ. Объем расходов в 2008 году предполагался на уровне 365 млрд руб., или примерно на 20% больше, чем в 2007 году (см. рис. 1). В течение года сообщалось об увеличении расходов в рамках военного бюджета, но без указания того, как это отразилось на ГОЗ. Поэтому приведенная цифра носит оценочный характер и, вероятно, отличается от фактической (в том числе следует учитывать поправки на инфляцию). Отметим только, что два форс-мажорных обстоятельства 2008 года: российско-грузинская война в Южной Осетии и начало мирового экономического кризиса – скорее всего не сильно отразились на финансировании и исполнении ГОЗ-2008. Их последствия в наибольшей степени будут ощутимы в 2009 году.
По видам расходов ГОЗ-2008 был распределен следующим образом: на закупки ВВТ пришлось 55%, на НИОКР – 25% и на ремонт ВВТ – 20%. Данных о распределении ГОЗ по видам вооруженных сил нет, известно лишь о том, что доля ракетных войск стратегического назначения составила около 4% всего военного бюджета страны (45,4 млрд руб.), из которых 70% (31,8 млрд руб.) пошло на закупки техники.
В 2008 году была модифицирована государственная система контроля над использованием средств ГОЗ с целью повышения ее эффективности. В марте было создано Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка), а в сентябре расширены функции правительственной Военно-промышленной комиссии, которая стала ответственной за формирование проекта ГОЗ и разработку мобилизационного плана экономики России. Тем не менее трудности и нарушения в исполнении ГОЗ сохранились. Так, до 1 марта (срок размещения заказов согласно Постановлению Правительства) удалось оформить не более 65% контрактов, причем основные проблемы были связаны с долгосрочными заказами. Такая ситуация была вызвана в первую очередь расхождениями позиций Министерства обороны РФ и производителей в отношении цен изделий и механизмов компенсации инфляции. В свою очередь, Федеральная служба по оборонному заказу только за первое полугодие 2008 года выявила 3 тыс. нарушений действующего законодательства в рамках исполнения ГОЗ, в том числе финансовых с признаками нецелевого и неправомерного расходования бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд руб., а также неэффективного использования на сумму около 19 млрд руб.
Наконец, напомним, что с исполнением ГОЗ-2008 закрыт очередной год в рамках Государственной программы вооружений на 2007-2015 гг. Однако насколько все идет по графику – известно только посвященным.
Ракетные войска стратегического назначения
В 2008 году на вооружение было передано 11 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РС-12М2 «Тополь-М» шахтного (2) и мобильного (9) базирования (в 2007 году – 7 ракет). Интересно, что если стоимость одной ракеты в начале 2008 года оценивалась в 400 млн руб., то спустя год была озвучена стоимость поставленных в 2008 году 6 ракет «Тополь-М» в 5 млрд руб., или 830 млн руб. за единицу.
Наряду с развертыванием группировки МБР «Тополь-М» завершились летные испытания новой МБР РС-24 «Ярс» с многозарядной боевой частью. В течение года было запланировано два испытательных пуска «Ярс», однако фактически был произведен только один (в ноябре). Он был признан успешным, что ознаменовало начало подготовки к серийному производству и передачи РС-24 в РВСН уже в 2009 году.
Космические войска
В 2008 году в интересах Министерства обороны РФ было произведено семь пусков ракет-носителей, которыми было выведено на орбиту 13 спутников (см. табл. 1). Среди них стоит отметить запуск нового спутника оптической разведки «Персона». Стоимость этого аппарата составляла, как сообщается, 5 млрд руб., однако вскоре после выведения на орбиту спутник был потерян ввиду отказа бортовой аппаратуры. ГКНПЦ им. Хруничева продолжил разработку тяжелой ракеты-носителя нового поколения «Ангара» и наземной инфраструктуры для нее. В 2008 году планировалось проведение холодных и огневых испытаний ступени ракеты и начало испытаний на стенде. Одновременно на космодроме Плесецк монтировались технологическое оборудование, подъездные пути и объекты энергоснабжения. В 2008 году завершились государственные испытания РЛС системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-М», расположенной в Лехтуси (Ленинградская область), строящейся
с 2006 года (постановка на боевое дежурство предусмотрена в 2009 году). Одновременно в конце года планировалось поставить на опытно-боевое дежурство близкую по типу РЛС «Воронеж-ДМ» в Армавире и довести ее комплектацию до уровня, позволяющего заменить две находящиеся на территории Украины РЛС системы предупреждения о ракетном нападении «Днепр», однако реально «Воронеж-ДМ» заступила на опытно-боевое дежурство 26 февраля 2009 года.
Военно-воздушные силы. Новые закупки
Одной из важнейших программ ВВС РФ остается проект создания истребителя пятого поколения (ПАК ФА). В 2008 году КнААПО им. Гагарина (входит в АХК «Сухой») приступило к строительству опытных образцов истребителя Т-50, а НИИ приборостроения им. Тихомирова подошел к «практической реализации радиоэлектронного комплекса» самолета, в частности изготовил полноразмерную РЛС с активной фазированной решеткой. В апреле ВВС получили новый стратегический бомбардировщик Ту-160, достроенный на КАПО им. Горбунова из советского задела. Изначально передача самолета планировалась на конец 2007 года, однако задержалась из-за необходимости завершить сборку и наземные испытания двух самолетов-ретрансляторов Ту-214СР для администрации Президента РФ, для чего были привлечены рабочие, собиравшие Ту-160.
В очередной раз были сорваны планы по поставке в войска серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34 производства НАПО им. Чкалова (входит в АХК «Сухой»).
В начале года заявлялось, что в 2008 году планируется выпустить пять самолетов второй серии, однако в декабре в ВВС был передан только один. Стоимость бомбардировщика составила 900 млн руб. Впрочем, в декабре Министерство обороны РФ подписало с АХК «Сухой» пятилетний контракт (2009-2013) на поставку более 30 самолетов Су-34.
Также не удалось передать ВВС ни одного учебно-тренировочного самолета Як-130, государственные испытания которого так и не были завершены, хотя в начале года оптимистично предполагалось поставить в войска от двух до четырех самолетов.
В 2008 году НАЗ «Сокол» только запустил в производство семь Як-130 из заказанных Министерством обороны 12 машин.
Что касается вертолетной техники, год завершился окончанием государственных испытаний нового боевого вертолета Ми-28Н. «Роствертол» передал в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации России в Торжке четыре таких вертолета, а по неофициальным сведениям, всего изготовил до восьми машин. В целом бюджет, выделенный в 2008 году на тему Ми-28Н, был увеличен в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
ААК «Прогресс» им. Сазыкина в течение года выпустила три боевых вертолета Ка-50 (последние серийные из имевшегося задела, производство свернуто), из которых один поступил в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации России в Торжке. Оставшиеся два завершили испытания и должны поступить заказчику в 2009 году. Также предприятие выпустило первые два боевых вертолета Ка-52А установочной партии, один из которых является переделанным из планера недостроенного Ка-50. Оба вертолета начали испытания. При этом в производстве находится еще три предсерийных Ка-52А.
Известно также, что в 2008 году в войска поступило некоторое количество (не менее четырех) транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5 производства Казанского вертолетного завода. Кроме того, Министерство обороны финансировало НИОКР по модернизации строевых Ми-24ПН до уровня Ми-35М, которые ведет «Роствертол». Вооруженные силы закупали и тренажерную технику. В начале 2008 года в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков был введен в эксплуатацию новый вертолетный тренажер ПТ-24П.
Ремонт и модернизация
В 2008 году на КАПО велись ремонт и модернизация трех стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один самолет поступил на предприятие в 2007 году, еще два в 2008 году). Работы на одном из них планировалось завершить до конца 2008 года, однако сроки передвинулись на 2009 года. Между тем ОАО «Туполев» удалось завершить государственные испытания модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МС, на котором было установлено новое оборудование и вооружение (вероятно, крылатые ракеты большой дальности Х-101).
На НАПО продолжилась модернизация фронтовых бомбардировщиков Су-24М в модификацию Су-24М2. В 2008 году предполагалось провести модернизацию 20 бомбардировщиков, но к середине декабря в войска было передано только 14 самолетов. В свою очередь, КнААПО продолжило модернизацию истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ. Предполагалось провести модернизацию порядка 16 самолетов, однако о результатах ничего не сообщалось.
Также велись работы по модернизации штурмовиков Су-25 в вариант Су-25СМ. В 2008 году 121-й авиаремонтный завод в Кубинке должен был провести модернизацию шести штурмовиков на общую сумму 1,17 млрд руб., но по состоянию на декабрь завод передал ВВС только 4 самолета. Продолжилась модернизация самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Работы ведутся Концерном радиостроения «Вега» и ТАНТК им. Бериева.
В 2008 году один модернизированный самолет проходил государственные испытания.ЭМЗ им. Мясищева совместно с АК им. Ильюшина вели модернизацию самолетов радиоэлектронной разведки Ил-20 и воздушного командного пункта Ил-22. По данным СМИ, в год проходят модернизацию по одному самолету каждого типа.
Новой темой стала модернизация истребителей-перехватчиков МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ.
В марте ВВС получили от НАЗ «Сокол» два модернизированных самолета для исследования их боевых возможностей и переучивания летного состава. В области ремонта авиатехники известно о планах провести в 2008 году капитальный ремонт как минимум трех самолетов – поставщиков помех Ан-12БК/БП, десяти транспортных самолетов Ан-26/30, четырех истребителей-перехватчиков
МиГ-31, четырех истребителей МиГ-29 и двух Су-27. Самарский завод «Авиакор» выполнил капитальный ремонт пассажирского самолета Ту-154М Министерства обороны РФ.
В 2008 году предполагалось закупить на украинском «Мотор Сич» 10 двигателей Д-18Т для тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 и 20 вертолетных двигателей (вероятно ТВ3-117). Также Казанское МПО сообщило в 2008 году, что имеет заказ от Министерства обороны РФ на ремонт 60 двигателей НК-86, НК-8-4 и НК-8-2У, который готово выполнить за два года. Наконец, 10 двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27 должны были быть отремонтированы на Уфимском МПО.
Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий
окончание в следующем номере