Потенциальные претенденты на интеграцию в ОСК еще есть

Процесс объединения предприятий ОПК в холдинги набирает обороты. В апреле 2009 года окончательно была сформирована вторая в России корпорация – Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Напомним, что ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» учреждена в середине 2007 года указом Президента России. О том, как проходило создание ОСК, какие планы реализованы и какие намечены на будущее, в интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказывает глава корпорации Владимир Пахомов.

– Владимир Александрович, формирование состава ОСК было завершено в апреле. Изменились ли в связи с экономическим кризисом задачи и структура корпорации?

– Да, действительно, процесс формирования ОАО «ОСК» был завершен к 1 апреля 2009 года. Кризис не внес коррективов в структуру и в список поставленных перед корпорацией задач. За эти два года проведена очень большая работа. Была официально зарегистрирована головная организация – ОАО «ОСК», три региональных центра судостроения и судоремонта: Западный, Северный и Дальневосточный. Находившиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ, подлежавшие передаче корпорации, внесены в уставные капиталы ОАО «ОСК» и региональных центров. Была проведена огромная работа по преобразованию всех ФГУПов, подлежащих интеграции в ОАО «ОСК», в открытые акционерные общества.

Так, за полгода с небольшим (с июля 2008 года) были акционированы 14 предприятий: «Адмиралтейские верфи», «Центр судоремонта “Звездочка”», Дальневосточный завод «Звезда», Хабаровский и Средне-Невский судостроительные заводы, Северное проектно-конструкторское бюро, 33-й, 92-й, 178-й и 179-й судоремонтные заводы, ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», «СКТБЭ».

Мы, конечно, столкнулись и с трудностями. В силу тяжелого финансового состояния четыре судоремонтных завода Министерства обороны (10-й, 82-й и 30-й СРЗ, а также Кронштадтский морской завод) не могли быть акционированы и включены в ОАО «ОСК». Сейчас рассматривается вопрос о финансовом оздоровлении данных предприятий. Распоряжениями правительства они включены в перечень стратегических предприятий, планируется выделение субсидий из федерального бюджета для восстановления их платежеспособности. По Указу Президента РФ от 30 марта 2009 года эти предприятия после их преобразования в открытые акционерные общества будут интегрированы непосредственно в ОАО «ОСК», минуя региональные центры.

В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 6 марта этого года Минпромторгу совместно с нашей корпорацией поручено ускорить дальнейшее развитие ОАО «ОСК», в том числе за счет внесения в ее уставный капитал принадлежащих государству активов судостроительных и судоремонтных предприятий Южного региона страны. В связи с этим мы посетили ряд судостроительных предприятий данного региона и сейчас анализируем их состояние, определяем круг потенциальных претендентов на интеграцию в ОАО «ОСК».

В этом нам помогают местные власти. Окончательный же состав предприятий, подлежащих дополнительному включению в ОАО «ОСК», найдет свое отражение в отдельном указе главы государства.

Цели создания корпорации определены Указом Президента РФ и включают в себя реализацию проектов строительства кораблей и подводных лодок для ВМФ, развитие гражданского судостроения, производство оборудования и судов для освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок. Основными задачами, стоящими перед ОАО «ОСК», являются создание проектно-конструкторского бюро гражданского судостроения, участие в работе по созданию современных судостроительных комплексов для производства продукции гражданского назначения, реализация программ гособоронзаказа и ФЦП гражданского судостроения, участие в проектах ВТС.

– Какие функции будут возложены на ОСК, какие из них будут касаться военного кораблестроения? Какие задачи будут поставлены перед субхолдингами? Коснется ли деятельность ОСК изменения структуры активов отрасли – расстановки предприятий по рангу и в зависимости от этого распределения долей государственной поддержки?

– В ближайшее время будет доработан и утвержден четкий регламент взаимодействия с входящими в состав ОАО «ОСК» структурными подразделениями (региональными центрами), определены принципы функционирования всех предприятий, интегрированных в состав ОАО «ОСК». Основная задача, стоящая перед субхолдингами, – эффективное управление и взаимодействие с предприятиями в вопросах их текущей деятельности.

Что же касается задач, возложенных на корпорацию в области военного кораблестроения, то они включают в себя выполнение гособоронзаказа и заказов по линии ВТС. На базе наших северных предприятий ОСК будет решать задачу по проведению ходовых испытаний и сдаче флоту в 2009 году атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий». Произведем закладку новых субмарин. Будем продолжать работу по строительству аналогичных ракетоносцев. Продолжим работы на авианосце «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). На базе предприятий, вошедших в Западный центр судостроения, будем продолжать  строительство трех фрегатов, решать задачу по сдаче флоту дизельной субмарины «Санкт-Петербург». В ближайшее время планируем передать ВМФ России СКР «Ярослав Мудрый». На Дальнем Востоке будем  осуществлять текущий ремонт подводных лодок и надводных кораблей ВМФ России.

– В январе было подписано соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией «Ростехнологии». Основные приоритеты связаны с финансовой поддержкой и реализацией перспективных инновационных проектов в отечественном судостроении. О каких именно проектах идет речь?

– В первую очередь речь идет о сотрудничестве в сфере реализации перспективных инновационных и инвестиционных проектов, связанных с производством импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Между ОАО «ОСК» и ГК «Ростехнологии» была достигнута договоренность об оказании согласованной экономической и организационной поддержки организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, входящих в структуру корпораций. Для того чтобы избежать двойного финансирования однотипных разработок, была достигнута договоренность координировать действия уже на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в смежных областях техники и технологий. Совместные работы в области высоких технологий будут сосредоточены на разработке, производстве и применении специальных сплавов и сталей для судостроения, композиционных материалов, материалов для радиоэлектронных компонентов; разработке и производ-стве электронных и оптико-электронных компонентов, средств связи, энергетических установок и боеприпасов, а также на внедрении информационных технологий.

– Будет ли участвовать ОСК в распределении гособоронзаказа, будут ли в этом участвовать структуры со стороны Минобороны, ФС ВТС и Рособоронэкспорта?

– Распределение гособоронзаказа на 2009 год производится строго в соответ-ствии с Постановлением    Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1036-55 и действующим законодательством. Предприятия ОАО «ОСК» в установленном порядке принимают участие в конкурсах по размещению гособоронзаказа. При планировании гособоронзаказа на 2010-й и последующие годы ОАО «ОСК» будет активно участвовать в разработке и согласовании с Минобороны предложений по этому вопросу. Такой порядок предусмотрен рядом подписанных документов между корпорацией и Минобороны. Кроме того, ОАО «ОСК» будет принимать участие в распределении заказов по линии ВТС совместно с Минпромторгом и ФС ВТС.

– Летом в Петербурге состоится Военно-морской салон – главный форум кораблестроителей. Планируется ли в рамках деловой программы провести мероприятия под эгидой ОСК?

– Экспозиция ОАО «ОСК» общей площадью 530 кв. м будет расположена в центре павильона 7 и объединит судостроительные предприятия, конструкторские бюро и центры, входящие в состав ОАО «ОСК».

Программа участия Корпорации в МВМС-2009 достаточно обширна и включает пресс-конференции руководства ОАО «ОСК» по основным направлениям деятельности и перспективным планам дальнейшего развития кораблестроения. В рамках проведения научных конференций представители ОАО «ОСК» планируют принять активное участие с предложением современной стратегии развития судостроения и кораблестроения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

У причалов будут представлены боевые корабли и катера предприятий ОАО «ОСК», демонстрирующие основные достижения отечественного кораблестроения. В рамках программы Корпорации по представлению «пилотных» проектов, с участием руководителей ОАО «ОСК» и предприятий, будут проведены презентации для иностранных делегаций и прессы.

Владимир Пахомов, глава ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»

Партнеры